Члены Вологодского регионального отделения РСВ отметили 120-летие со дня рождения трижды Героя Социалистического Труда Сергея Ильюшина

Опубликовано admin - пн, 04/07/2014 - 08:33

В Вологде прошли праздничные мероприятия посвященные 120 – летию со дня рождения трижды Героя Социалистического Труда Сергея Ильюшина, аиаконструктора из деревни Дилялево, Березниковского сельсовета Вологодского муниципального района, в которых приняли участие правительство области, алминистрация города, представители Совета Федерации и члены Вологодского регионального отделения Российского Союза ветеранов.

- Сегодня мы отмечаем 120-летие со Дня рождения нашего великого земляка, трижды Героя Социалистического Труда, генерал-полковника инженерно-технической службы.

Эту дату, по инициативе Президента страны Владимира Путина, отмечают во всех городах, где расположены мемориальные комплексы, посвященные Сергею Ильюшину. Имя этого гениального конструктора навсегда вошло в историю мировой авиации. - подчеркнул выступивший на митинге губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

- Именно он создал легендарный ИЛ-2, который немецкие солдаты называли «Черная смерть». Его военно-транспортные самолеты в строю уже более 40 лет! Мы гордимся нашим земляком и должны сделать все, чтобы его имя знал каждый житель Вологодской области, особенно - подрастающее поколение. И мы сделаем все для того, чтобы память о нем навсегда осталась в наших сердцах.

Деревня Дилялево. В этом доме 120 лет назад, родился авиаконструктор Сергей Ильюшин, трижды Герой Социалистического Труда

А первые шаги будущий генерал-полковник инженерно- технической службы, академик, начинал с постройки учебных планеров «Мастяжарт», «Рафбаковец» и планера – парителя «Москва», которые положили начало развитию массового спортивного планеризма в нашей стране.

В 1936 году Сергей Владимирович создал двухмоторный боевой самолет, на котором летчиком испытателем Владимиром Коккинаки было совершено несколько международных высотных мировых рекордов с различными грузами. Через три года на базе самолета он создал прекрасный дальний бомбардировщик, который сказал свое веское слово в годы страшной войны. Именно на этом самолете одним из первых бомбил Берлин в 1941 году наш земляк, будущий генерал – полковник авации Евгений Преображенский.

Только за предвоенные и годы битвы с фашистской Германией из 140 тысяч самолетов выпущенных советской промышленностью, свыше 40 тысяч были «ильюшинскими». Среди них Ил –2, Ил –4, Ил –20. Эти самолеты сразу пришлись «ко двору» нашим небесным соколам.

Ил – 2 на боевом курсе

Простые в управлении, с мощным вооружением, маневренные, они во всем давали фору немецким летчикам.

Как вспоминают фронтовики той, огненной поры, среди командиров частей даже было негласное соревнование, - кто первым заполучит новую технику. Считалось делом престижа иметь у себя на вооружении ильюшинские машины. Да и врага на них бить было вроде бы легче. Немало золотых звезд заслужили наши летчики на этих машинах, которые по праву вошли в историю самолетостроения. Не обошла слава стороной и их «отца» Сергея Ильюшина. Лауреат Ленинской премии, Государственной. Он – абсолютный рекордсмен по числу полученных Сталинских премий — целых семи! Трижды крепили ему на грудь знак высшего трудового отличия – Звезду Героя Социалистического Труда.

Именем нашего прославленного земляка вологжанина, названы улицы в городах Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Вологде,Тюмени, селе Кубенском, школы. Тридцать лет назад, во времена СССР, даже была выпущена почтовая марка, посвященная Ильюшину и приурочена к 90-летию со дня рождения нашего земляка. В Вологде и Москве установлены бронзовые бюсты С. В. Ильюшина.

Но не зря в народе говорят: - яблоко от яблони недалеко падает. Выпала и сынку Володе, когда подрос, дорога в небушко…

В свое время он, в беседе со мной с улыбкой вспоминал те годы, а тогда, ой как было непросто было ему проторить свою, только тебе предназначенную дорогу…

Герой Советского Союза, заслуженный летчик испытатель СССР, генерал- майор авиации Владимир Ильюшин.

Летчик испытатель от Бога, он никогда не прикрывался именем своего знаменитого отца, всегда первым поднимал в лазоревую вышину боевую машину, всегда был там, где труднее.

20 марта 2004 года. Герой Советского Союза генерал – майор авиации Владимир Ильюшин в доме – музее А.Ф. Можайского у стенда отцу

Из воспоминаний Владимира Сергеевича: Меня никогда не прельщала дорога отца - я всегда считал, что авиаконструирование – это отвлечение меня от основного – стать летчиком испытателем. Когда я учился в академии, окончил аэроклуб, сдал за училище, стал военным летчиком, потом в конце 1950 - начале 1951 вылетел на своем первом реактивном самолете ЯК - 17. Моим первым учителем был легендарный Владимир Константинович Коккинаки.
 
 
20 марта 2004 года. Вологда. Цветы от сына - отцу. Владимир Ильюшин и его жена Нателла
 
Я торопился, понимал, что чем быстрее я начну летать, тем легче мне будет потом. Перед окончанием академии и защитой диплома отец позвал меня и прямо спросил: – Кем я хочу быть после окончания академии? Я ответил: – Только летчиком испытателем. В общем, слово за слово, отец разнервничался и почти выкрикнул: – Это твое последнее слово? Я ответил: – Да.

… Он поднял в воздух 12 опытных самолетов, 7 из которых пошли на вооружение. Это СУ –9, СУ-11, СУ –15, СУ – 17, СУ-24, СУ –25, СУ –27. Четыре из них до сих пор в строю. Свыше 50 лет работал в КБ Павла Сухого…

Выступает губернатор Вологодской области Олег Кувшинников

Все годы торил Владимир Ильюшин свою тропинку в небо. Семь раз был на грани смерти, освоил 145! типов самолетов, стал Героем Советского Союза, налет составил несколько тысяч часов. И всегда всех поражала его скромность и чувство ответственности за порученное дело. О том, что он сын того самого Ильюшина, узнали только тогда… когда Владимир Сергеевич стал летчиком испытателем.

Как расссказал заслуженный военнный летчик России полковник Владимир Бабкин (кстати, пока единственный на Вологодчине удостоеннный этого почетного звания), в день рождения нашего прославленного земляка праздничные мероприятия прошли в Москве, Самаре, Ульяновске, Ташкенте, в штурмовых авиационных частях России, дальней авации, на малой родине авиаконструктора. В стадии проработки установка в нашем городе одного из самолетов конструкции Сергея Ильюшина, времен Великой Отечественной войны.

Минута молчания. Слева направо: глава города Вологды Евгений Шулепов, губернатор области Олег Кувшинников, член Совета Федерации Николай Тихомиров

В этот же день члены Вологодского регионального отделения Российского Союза ветеранов - председатель полковник Александр Ворсин, ветеран Великой Отечественной войны сержант Леонид Пахомов, старшие прапорщики Ирина Телякова и Виктор Шубин, приняли участие во встрече в областном центре детского и начно-технического творчества с представителями авиаконструкторского бюро ОАО «ИЛ», где по поручению председателя Российского Союза ветеранов генерала армии Михаила Алексеевича Моисееева. за активное военно – патриотическое воспитание подрастающего поколения, вручили диплом областному центру детскогои научно – технического творчества, а в 39 школе – медаль «70 лет Курской битвы» активному ее участнику, ветерану Великой Отечественной войны члену Вологодского регионального отделения Российского Союза ветеранов Алексею Александровичу Перминову.

Помошник председателя, ветеран Великой Отечественной войны сержант Леонид Пахомов вручил памятную медаль Алексею Перминову

Материал: Александр Раевский,

подполковник запаса,

фото автора и из его личного архива

На заглавной фотографии: Июль 1944 года. Сергей Ильюшин

Поделиться в соцсетях