Делегация Российского Союза ветеранов почтила память испытателей, погибших при исполнении служебных обязанностей на Байконуре

Опубликовано admin - пт, 10/30/2015 - 11:17

День Памяти и уважения

На очередном заседании Центрального Совета Межрегиональной общественной организации ветеранов космодрома Байконур, его председатель Николай Андреевич Борисюк, при рассмотрении вопроса участия делегации родственников погибших испытателей и ветеранов Байконура в памятных мероприятиях на космодроме Байконур 24 октября 2015 года, был краток и категоричен: "Перечень мероприятий согласован, утверждён. Задача представителей от Центрального Совета: оказать организаторам непосредственную помощь и активное участие на местах проведения этих мероприятий. Старшим делегации назначается Осташёв Михаил Аркадьевич".

Видавший виды самолёт ИЛ-18 Российских ВВС 23 октября стартовал с подмосковного аэродрома "Чкаловский" и через четыре часа полёта плавно коснулся бетонной полосы, знаменитого на весь мир "бурановского" аэродрома "Юбилейный". Этот авиарейс был запланирован командованием ВВС две недели назад по просьбе Центрального Совета ветеранов космодрома Байконур, с целью перевозки делегации родственников погибших испытателей и ветеранов космодрома Байконур для участия в мероприятиях посвящённых Дню Памяти.

* * *

...55 лет назад на НИИП -5 Министерства обороны СССР, ныне космодром Байконур, произошла самая страшная и самая массовая по количеству жертв катастрофа в космической отрасли. Произошло это во время испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-16.

Испытания новой ракетной техники всегда связаны с большим риском. Все, кто имеет отношение к ракетостроению, знают, что создание ракетно-ядерного щита Родины стоило жизни сотням людей.

24 октября в 18:45 местного времени при движении в исходное положение программный токораспределитель выдал команду на срабатывание электропневмоклапана наддува пусковых бачков маршевого двигателя 2-й ступени. Двигатель запустился, и в районе хвостового отсека 2-й ступени начался пожар. Факел двигателя прожёг днище бака окислителя 1-й ступени, а затем разрушился бак горючего 2-й ступени, что привело к мощному пожару и полному разрушению ракеты, которая взорвалась на стартовом комплексе.

По различным источникам погибло от 78 до 124 человек: от солдат, офицеров, инженеров - испытателей до главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения Главного маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина. События произошедшие 24 октября 1960 года на Западе так и называют "Неделинская катастрофа".

54 погибших военнослужащих захоронены в братской могиле в посёлке Ленинский (ныне г. Байконур) с отданием воинских почестей. Вот как описал день похорон 27 октября 1960 года местный поэт Сергей Шипуля:

Как часто за ошибки платят кровью.

Вот так случилось и на этот раз, -

Ракета, что была реальной новью,

Вдруг, не взлетела, а разорвалась.

Сигнал на старт был выдан ей случайно.

Бульдозером всю ночь могилу рыли.

Взрывной волной отбросило расчёт…

Как масло резал нож земной покров...

Кто в этом виноват? – Осталось тайной,

Потом гробы к могиле подносили,

Но не секрет: дотла, горел народ.

Огромное количество гробов.

Руками не закрыться от кошмара,

Оркестр играл на нервах, ох, как больно.

А он всё ближе, злее и смелей.

Марш похоронный души бередил.

И настигала дьявольская кара,

Кричать хотелось, но невольно,

От боли обезумевших людей.

Крик этот комом к горлу подходил.

Все - от солдата и до генерала,

А вдовы молодые голосили

Уйти от злого рока не смогли.

И дождь весь день на землю слёзы лил...

И Родина им почести воздала,

Но только здесь не всех похоронили,

Определив клочок святой земли

До тла сгоревших, ветер хоронил...

Погибших работников промышленности похоронили по месту жительства. Урна с прахом главнокомандующего РВСН Главного маршала артиллерии М. И. Неделина установлена в Кремлевской стене.

Благодаря самоотверженному труду личного состава полигона в январе 1961 года ещё одна стартовая позиция была подготовлена к проведению дальнейших испытаний. Успешный пуск ракеты Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Ракета успешно прошла лётные испытания и была принята на вооружение.

Спустя 16 дней после трагедии начальник гарнизона гвардии полковник Захаров Александр Григорьевич издал приказ, которым объявил "конкурс на проект памятника для братской могилы на площадке 10". В частности, в приказе говорилось: "В целях увековечения памяти похороненных в братской могиле на площадке 10, командование войсковой части 11284 получило разрешение возвести на могиле памятник. Проект памятника приказано выполнить силами инженерно-технического персонала гарнизона, в связи с чем, объявлен конкурс на лучший проект".

К строительству решено было принять проект памятника, автором которого является техник отдела капитального строительства рядовой В. И. Мартынов.

К сожалению, завеса секретности не позволяла своевременно отдать должное подвигу испытателей-ракетчиков. Почти 30 лет всё, что было связано с этой катастрофой, в официальных кругах старательно замалчивалось. И только в 1989 году впервые была опубликована информация о катастрофе, произошедшей на Байконуре 24 октября 1960 года.

В 1990 году по инициативе сотрудников ГКБ "Южное" и производственного объединения "Южный машиностроительный завод" на месте аварии был установлен гранитный камень-обелиск. Привезли его самолётом из города Днепропетровска.

В 1991 году часть букв и цветок на обелиске были сорваны вандалами. После чего дополнительно изготовлена небольшая переносная гранитная плита со стилизованным бронзовым тюльпаном, которая устанавливалась на 41 площадке в дни проведения памятных мероприятий с 1992 года.

В 1997 году по инициативе ветеранов космодрома Байконур генералов Владимира Ромуальдовича Томчука и председателя Совета ветеранов космодрома Леонида Тимофеевича Баранова возведён мемориал погибшим испытателям на площадке 41.

24 октября 1998 года в присутствии родственников и близких погибших испытателей, представителей предприятий космической промышленности и создателей мемориала, при торжественном построении войск гарнизона начальник космодрома Л. Т. Баранов открыл мемориал и зажег вечный огонь.

20 декабря 1999 года указом Президента РФ личный состав боевого расчёта подготовки ракеты Р-16 из числа погибших или получивших ранения за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга награжден орденом Мужества. Награды вручены близким и родным ракетчиков. В этом же году приказом главнокомандующего РВСН день 24 октября был объявлен Днем Памяти военнослужащих, погибших при испытании космической техники.

В 2000 году на мемориале установлена гранитная плита с надписью о награждении 99 военнослужащих, участников подготовки Р-16, орденом Мужества.

В Солдатском парке, около Братской могилы погибших в 1960 году испытателей, ровно через три года появилась еще одна могила. В ней захоронены восемь человек. 24 октября вновь стал роковым днем для полигона. Тогда во время проведения регламентных работ с межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А в шахтной пусковой установке площадки № 70 произошёл пожар. Погиб начальник инженерно-испытательной группы инженер-подполковник Н. В. Жаров, семьвоеннослужащих и один гражданский специалист. Погибших военнослужащих с воинскими почестями похоронили там же, в Солдатском парке.

Вот уже пятьдесят пять лет, 24 октября на космодроме Байконур у братских могил собираются военные испытатели, ветераны космодрома, родственники и близкие погибших, представители предприятий ракетной промышленности и жители города для того, чтобы отдать дань памяти тем, кто волею судьбы в те роковые дни погиб на стартовых комплексах межконтинентальных баллистических ракет Р-16 и Р-9А. В этот день в Роскосмосе, на космодромах и предприятиях ракетно - космической промышленности проходят мероприятия, посвященные памяти испытателей ракетно-космической техники, отдавших свои жизни делу защиты страны.

В этом году посетить могилы погибших родных и близких, почтить память в Байконур прилетело почти шестьдесят человек - родственников и ветеранов космодрома.

Чем примечателен был состав прилетевших гостей? Здесь были родные и близкие погибших испытателей, представители организаций ракетной отрасли, заслуженные люди нашего государства - Герой Социалистического Труда Олег Дмитриевич Бакланов, Игорь Геннадьевич Кириллов, ветераны Борис Иванович Посысаев, командир Гагаринского старта Игорь Юрьевич Лукьянов, Владимир Николаевич Болюх, В. И. Елисеев, Я .В. Нечёса, В. Р. Томчук, В. А. Сорокин, А. П. Козин и другие. Главное, чем отличалась делегация - тем, что в её рядах были не только дети погибших испытателей, но внуки и уже правнуки. Вместе с ними на космодром прибыл командующий космической составляющей Воздушно-космических сил генерал-лейтенант Александр Валентинович Головко. С ним был генерал-майор Олег Владимирович Майданович, в своё время командовал космодромом.

Герой Социалистического Труда Олег Дмитриевич Бакланов в музее космодрома

У трапа самолёта гостей тепло и радужно встречали представители городской администрации вместе с главой Петренко Анатолием Павловичем и руководители комплекса "Байконур" Михаил Юрьевич Варданян, Анатолий Александрович Белоконь и другие официальные лица.

Гостей космодрома вниманием и заботой окружил директор Международной космической школы Дмитрий Владимирович Шаталов.

По байконурскому времени было уже 23 часа, когда автобус въехал в город. Все прибывшие гости - от 10-летних ребятишек до 83-летнего ветерана почти в полночь, возложили цветы к Братской могиле. Оказывается в ночных, полуофициальных возложениях цветов имеется свой, особый колорит. Ночная тишина Байконура способствовала соединению в сознании человека, пришедшего к могиле предков, далекого туманного прошлого с яркой реальностью сегодняшнего времени и не менее туманного завтра. Ведь память это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние воспоминания. Это запас впечатлений, хранящий в сознании и могущих быть воспроизведёнными.

Проходят годы, стираются в памяти лица, но только не добрые, совершённые ими дела. Сегодня мы, потомки погибших испытателей, сами ставшие уже ветеранами делаем всё, чтобы память о героических победных и трагических событиях в освоении космоса доносилась до молодого поколения.

Дочь погибшего старшего лейтенанта Ивана Павловича Кучина, Наталия Ивановна, рассказывала как она первый раз с мамой, попала на Байконур в четырёхлетнем возрасте на похороны отца. И вот уже 55 лет она приходит на его могилу, и не разу она не приходила сюда одна. Вначале её привозила мама, потом она стала ездить со своими детьми, теперь с внуками. А сегодня она привела на могилу своего отца его внуков и правнуков - Тимофея и Дашу. Когда у Тимофея спросили, что ты можешь сказать о поездке? Он ответил удивительными словами для 10-летнего мальчишки: " Я первый раз на Байконуре. На том Байконуре, про который мне много рассказывала бабушка Наташа, и на который мне так хотелось попасть. Я очень люблю бабушку, но сейчас я стал любить её ещё больше - за то, что она осуществила мою мечту и я стою у могилы своего прадедушки Ивана Павловича Кучина, подвигом которого я так горжусь. Когда я вырасту, я привезу сюда своих детей и своих внуков, пусть и они погордятся своим прадедом".

Наши внуки. У них пока нет боли и страданий за погибших, у них есть только память. И дай Бог, чтобы эта память стала священной. Забыть предков - значит предать память.

Большую часть делегации разместили в общежитии Международной космической школы. Был поздний поминальный ужин и на нём Дмитрий Шаталов показал себя радушным хозяином. Как полагается директору школы отвечал на все вопросы понятно, доходчиво, интересно и с большой охотой.

Вспоминания-выступления на ужине - это особый монолог выступающих. Эти выступления не голосовая речь, это слова искренности, душевности, слова, идущие от сердца. Ни капельки пафоса, ни какой театральщины, полнейшая гармония простых слов и простых мыслей.

Утром Отец Сергий, настоятель местного храма Георгия Победоносца, отслужил панихиду по погибшим и призвал присутствующих прийти и преклонится к могиле погребённых героев. И по призыву священнослужителя, и по зову сердца, по зову чести пришли на главное мероприятие Дня Памяти - возложение цветов к Братской могиле.

Не один десяток лет я участвовал в этом мероприятии, слушал выступления многих ораторов. Но каждый раз - вроде бы об одном и том же говорят, но говорят по- разному.

А сегодня я вдруг прочувствовал, что в выступлениях отражаются три направления, которые были в душе, в мыслях и в словах выступающих: скорбь и боль утраты; гордость за погибших испытателях и отчёт о продолжении укреплении обороноспособности страны, покорения космического пространства; благодарность тем, кто помогает своим участием проводить такие мероприятия.

Общегородской митинг Памяти у Братской могилы показал ещё раз сплочённость и активность нынешних сотрудников Роскосмоса. Так и хотелось сказать: Пускай ты нынче не в строю, но под одеждой штатскою, везде и всюду узнаю, я выправку солдатскую…

Посещение места взрыва на площадке 41, поминальный обед в память погибших испытателей ещё раз подтвердил значимость проведения таких мероприятий.

Артисты концертного ансамбля, под руководством Руслана Голенко, силою музыкально-песенного искусства усилили эмоциональные переживания и гордость запринадлежность к космодрому Байконур и Воздушно-космическим войскам, демонстрирующим сегодня всему миру мощь нашего государства.

Слова благодарности организаторам одного из важнейших, знаковых байконурских мероприятий - Дня Памяти исходили от духовно обогащенных гостей чистосердечные, искренние и обнадёживающие.

Спасибо! Спасибо за представленную возможность встречи прадедов с правнуками, внуками и детьми. Спасибо за сохранение и преданность традициям космодрома, за возможность священной памятью оставить ещё в себе ЛЮБОВЬ, НАДЕЖДУ и ВЕРУ в родной Байконур!

Василий Елисеев, заслуженный работник культуры Казахской ССР, заслуженный работник культуры Российской Федерации, ветеран космодрома Байконур

 


 

Катастрофа на Байконуре: почему погибли 124 человека во главе с маршалом

5 лет назад на Байконуре произошла самая страшная и массовая по количеству жертв катастрофа в космической отрасли. Это случилось во время испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Ракета взорвалась на старте. Погибло, по разным источникам, от 78 до 124 человек.

От рядовых солдат и инженеров-конструкторов до главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения, маршала артиллерии Митрофана Ивановича Неделина. События осеннего дня 24 октября 1960 года на Западе так и называют — "Неделинская катастрофа".

Катастрофа на Байконуре: почему погибли 124 человека во главе с маршалом

Фото из личного архива
 
До середины 90-х годов подробности этой трагедии являлись государственной тайной. Скрывали их не только от потенциальных противников, но и от собственных граждан, и даже от родственников погибших. Официально объявили, что маршал Неделин попал в авиационную катастрофу (скрыть его смерть все равно бы не удалось), остальные же цинковые гробы отправили домой и вовсе без объяснений. "Погиб при исполнении" — вот и вся скупая причина смерти.

Но до сих пор родственники погибших приезжают в этот день на место взрыва — 41-ю стартовую площадку Байконура, — чтобы почтить память героев. Раньше это были дети, теперь с детьми прилетают внуки и правнуки.

Организатор этих траурных мероприятий Михаил Аркадьевич Осташев — сам из ракетной династии: его отец, Аркадий Ильич, работал в НПО "Энергия" и много времени проводил в командировках, а дядя служил на космодроме Байконур с самого образования полигона; при взрыве Р-16 погиб как раз дядя, Евгений Ильич Осташев.

На месте трагедии- платформе 411. Фото из личного архива
 

Конечно, родственники погибших догадывались, что произошло. Но точно никто ничего не знал, — рассказывает Михаил Осташев. — Мой отец ничего не сказал даже моей маме, которая работала вместе с ним на фирме Сергея Павловича Королева.

В день трагедии отца вызвал Королев и приказал срочно вылетать на полигон, предупредив, что случилась трагедия. "…Истинные причины не раскрывать, а если спросят, говорить, что взорвался бензовоз…".

 

Фото из личного архива

 

Мне было четыре года, но я отчетливо помню этот разговор отца с матерью. Такие тогда были времена, мы не могли показать наши слабые места потенциальным противникам.

Осташев согласился уделить мне не больше часа. На следующий день был запланирован вылет их делегации на Байконур. Траурные мероприятия каждый год они проходят одинаково: возложение цветов, молебен в православном храме, митинг памяти на братской могиле и на 41-й площадке, горькие слова, которые повторяются регулярно и все равно кажутся новыми, не сказанными, идущими от сердца.

Родственники погибших испытателей до сих пор, хотя минуло столько десятилетий, говоря об этой засекреченной трагедии, не могут сдержать эмоций. Хотя для молодого поколения это все — далекое и непонятное прошлое...

Любой ценой

У трагедий, как и у истории, не бывает сослагательного наклонения. Если бы в тот день наблюдавший за пуском Р-16 маршал Неделин находился не на "нулевой" отметке — всего в 17 метрах от самой испытываемой ракеты, — жертв могло быть меньше. Но маршал подавал пример героизма, подчиненные же ему офицеры по собственному желанию отойти на безопасное расстояние не могли.

Если бы не надвигалась очередная годовщина Октябрьской революции, к которой уже приурочили пуск новейшей ракеты, то испытания, скорее всего, отложили бы. Так как Р-16 — и это признавали многие — была откровенно неготова к старту.

 

Евгений Осташев. 50-е гг. Фото из личного архива
 

Технология испытаний в те времена была еще не отработана, — продолжает Михаил Осташев. — Всем известно, что правила безопасности пишутся кровью. Были недочеты в самой ракете, которые лучше бы было устранить заранее. Но никто не пошел на то, чтобы испытания перенести, не взял на себя такую ответственность.

Сейчас возьмите любую обычную машину — и она поедет при любом варианте, так как все уже отлажено. А это 50-е годы! Все впервые! Только недавно был запущен первый искусственный спутник Земли. А ведь сколько было аварийных запусков до этого! Но три успешных пуска Королев выдержал. И только после пошел первый искусственный спутник Земли.

Военные же ракеты — это было еще сложнее. Королев всегда доказывал, что на академические ракеты вместо спутника можно поставить изделие Министерства обороны. Он не был кровожадным, просто был вынужден проговаривать эти вопросы с военными как с заказчиками. Они же платили деньги. Хотя вопрос стоимости в те времена, естественно, не был основным — за ценой не постояли бы. Мы во всем должны были стать первыми!

В конце 50-х — начале 60-х на вооружении в СССР находилось три ракеты стратегического назначения: Р-5, Р-7, Р-12.

Но все они имели определенные недостатки, одним из главных являлась малая дальность полета, до США в случае открытого конфликта долетела бы только Р-7. Но и у той был свой недочет: слишком много времени требовалось для подготовки к пуску — 16 часов.

В условиях военного конфликта это было непозволительной роскошью. Международная обстановка, прямо как сегодня, накалялась с каждым днем. Шла «холодная война». На уровне ЦК партии было принято решение разрабатывать новые ракетные комплексы.

На тот момент в Советском Союзе работали сразу два гениальных генеральных конструктора — Сергей Королев и Михаил Янгель. Сейчас больше на слуху имя Королева, но тогда все, кто работал "на звезды", знали о невольном состязании между этими двумя главными конструкторами. Кто быстрее? Кто выше? Кто лучше? "То Королев командовал Янгелем, то наоборот — Янгель Королевым, в конце концов Михаил Кузьмич отпочковался и стал самостоятельным в КБ «Южное»", — поясняет Михаил Осташев.

После доклада Михаила Янгеля лично Хрущеву о потенциальных возможностях Р-16 Никита Сергеевич невероятно воодушевился: "Если ракета Р-16 будет создана, оборона страны будет поставлена на прочную основу".

Роковой старт

Для проведения летных испытаний новой ракеты на космодроме Байконур (впрочем, тогда этого названия еще не было) построили три площадки. На площадке №41 находились сам стартовый комплекс с двумя пусковыми установками для ракет и подземный командный пункт. Площадка №42 включала в себя монтажно-испытательные сооружения и служебные помещения, и площадка №43 — для размещения личного состава военных испытателей, технического руководства и испытателей от промышленности.

 

Братская могила. Фото из личного архива
 

Сроки — к 7 ноября — поджимали. Те, кто должен был руководить стартом, нервничали — дня не обходилось без звонка из Кремля. Работы велись круглые сутки, без сна и отдыха. И все равно у специалистов были замечания. Куда так спешить, если можно все спокойно довести до ума? Но никто не смел произнести эти крамольные тогда мысли вслух.

Утром 21 октября ракету доставили на 41-ю площадку. 21 и 22 октября были проведены предусмотренные предстартовой подготовкой пристыковка головной части, подъем и установка ракеты на пусковой стол, подключение коммуникаций и испытания всех систем. 23 октября ракета была заправлена компонентами топлива и сжатыми газами. Решением Госкомиссии старт назначили на 19.00 23 октября.

Но перед самым пуском опять вдруг посыпались серьезные технические проблемы. Все шло наперекосяк. Старт все-таки отложили, но только до следующего дня. Ракета между тем осталась ждать на месте заправленная.

— По техническим условиям с теми дефектами, которые были обнаружены, ракета могла находиться на старте не более 24 часов. После чего необходимо было сливать компоненты топлива и возвращать изделие на завод для прочистки баков, магистралей, переборки двигателей. Подготовка к старту второй машины заняла бы еще как минимум месяц — на это никто идти не хотел, — продолжает Михаил Осташев. — Практики сливания топлива — а это был чрезвычайно ядовитый и взрывоопасный гептил — тогда вообще еще не существовало. Даже сейчас это технологически сложно, а в 60-м году было просто нереально, очень опасно. И это еще одна из причин, почему не отложили старт.

Маршал Неделин переживал: "Что я скажу Никите?.. Ракету доработаем на старте, не будем ничего отменять, страна ждет нас".

Но не дождалась...

— Есть одна фотография — развалины гигантской ракеты на площадке и рядом крошечная фигурка человека, ищущего что-то. Когда я это вижу, то не могу сдержаться... Так и кажется, что это мой отец. Он прилетел на Байконур сразу после трагедии, по приказу Королева. Братья Аркадий и Евгений были очень близки, оба занимались одним и тем же любимым делом, для них космонавтика и ракетостроение были... вся жизнь, — до сих пор переживает Михаил Аркадьевич.

В тот день Евгения Осташева могло и не быть на площадке номер 41... Он не работал по этой программе. Заехал туда подписать документы. И остался посмотреть пуск — остался навсегда.

При взрыве погибли все, кто находился возле маршала Неделина. Не говоря уже об офицерах и солдатах, обслуживавших ракету на фермах.

 

Фото из личного архива
 

Сам Михаил Кузьмич Янгель уцелел чудом. До часа икс оставалось около получаса, и он вместе с несколькими членами Госкомиссии отошел в сторону покурить — есть версия, что во время этого перекура они еще раз попытались обсудить возможность переноса испытания.

В это время раздался жуткий взрыв.

Огненная струя двигателя второй ступени разрушила баки окислителя и горючего первой ступени. Волны пламени расходились вокруг с огромной скоростью, пожирая все на своем пути. Горела земля, техника, горели живые люди... Детали катастрофы были засняты на кинокамеры, которые устанавливались для фиксации подготовки к пуску и во время старта.

На следующий день на Байконур вылетела Государственная комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил Леонид Брежнев. Говорят, что Хрущев позвонил Королеву и прямо спросил: что делать с Янгелем? Ведь тот выжил. Но Королев, несмотря на непростые отношения с Михаилом Кузьмичом, честно ответил: "Такое могло бы быть и у меня".

В итоге так никого за произошедшее и не наказали.

Это было решение Брежнева: сажать выживших, оставшихся навсегда инвалидами, было бы негуманно, а мертвые за свое уже ответили...

— Давайте не будем углубляться в техническую сторону вопроса, кто конкретно мог быть виноват, — предлагает Михаил Осташев. — Я считаю, что человеческого фактора, в том смысле, что это кто-то из персонала на площадке что-то сделал не так, не было. Скажу иначе: просто ракету нельзя было в тот день запускать, это было грубейшим нарушением, но к голосу разума никто не прислушался, вот и все.

— И что дальше? Была ли прекращена программа Р-16 из-за трагедии?

— Нет. Испытания, как и положено, продолжались. Следующий пуск Р-16 состоялся уже в феврале 1961 года. Он прошел не без огрехов, но в целом нормально. Ракету доработали, и затем она была поставлена на боевое дежурство. А люди... Что люди... В таких делах без жертв не бывает.

Братская могила

Днепропетровск, Харьков, Рязань — в разные концы СССР были отправлены остатки тел погибших. Начальника первого управления космодрома Евгения Осташева опознали по служебной печати.

Он, как и многие из тех, кто посвятил себя космосу, нашел последнее пристанище не в далекой Москве, а в степи Байконура.

Здесь она — братская могила жертв 24 октября. И одно из новых захоронений на этой братской могиле — отца моего собеседника, инженера-механика, испытателя ракет и ракетно-космических комплексов, лауреата Государственной и Ленинской премий, ученика и соратника Сергея Королева Аркадия Осташева, который завещал похоронить себя рядом со старшим братом.

 

Фото из личного архива
 

Горела степь, и плавился бетон,

Ракета из огня уйти пыталась,

Но не смогла, и замерла она…

В граните черном память нам осталась.

В том парке тишина, молчанье плит.

Октябрь тот на Байконуре не забыт.

И вот сюда без лишних громких слов

«Пришел» и лег Аркадий Осташев.

Пришел он к брату, чтобы отдохнуть,

А может, с ним пройти тот вечный путь.

Горела степь, и плавился бетон…

Октябрь тот не позабудет полигон.

До 98-го года, пока Аркадий Осташев был жив, именно он организовывал перелеты родственников погибших испытателей на траурные мероприятия на Байконуре, затем эстафета перешла к сыну Михаилу.

"Нашим детям, наверное, уже и не понять, зачем туда каждый год летать и говорить одни и те же слова о чести, долге... Мои вот тоже раньше сопротивлялись. Тем более что лететь надо было зачастую военными бортами, а это и холод в салоне, и сидеть надо вдоль стены на деревянных скамейках... Дети мне заявляли: «Зачем все это нужно? Это давно забытое прошлое...» На что я им ответил: вы поедете, и все, даже если мне придется тащить вас силой!" Сейчас они взрослые, и отношение изменилось, так что я был прав: патриотизм — это то, что надо воспитывать с раннего детства. Чтобы потом не удивляться, кого мы вырастили...

И еще об одном перед своим отъездом попросил упомянуть в статье мой собеседник. Не о прошлом, а о будущем нашего ракетостроения.

Именно ракетная техника испокон веков, столько, сколько она существует, является локомотивом развития науки и техники. Все самое совершенное либо взято оттуда, либо идет туда. Все разработки, которые применяются сейчас в Сирии при борьбе с ИГИЛ, — они ведь тоже из 50-х годов, со времен генеральных конструкторов Королева и Янгеля. С течением времени эти ракеты были доведены до того технического совершенства, которое нам сейчас демонстрирует по телевизору Министерство обороны. И значит, как бы печально это ни звучало, жизни моего дяди Жени и сотен его соратников и товарищей 24 октября 1960 года были отданы не зря...

Екатерина Сажнева, Байконур—Москва

Источник >>>

 
 

Поделиться в соцсетях