Лётное дело

Опубликовано Редакция - вт, 12/03/2019 - 13:50

Генерал-лейтенант авиации Виталий Викторович Рыбалка – второй Маресьев. Но только ему не встретился свой Борис Полевой, и книга о нем, к сожалению, не написана.

Виталий Викторович РЫБАЛКА родился 14 апреля 1923 года. Страсть к небу жила в сердце Виталия Рыбалка. В те времена авиация была настоящей мечтой.

В 1939 году московский девятиклассник Виталий Рыбалка записался в аэроклуб Осоавиахима Бауманского района. Так на станции "Планерная" началась его летная практика. После года занятий он получил право на самостоятельное пилотирование самолета У-2. По традиции все аэроклубы Осоавиахима находились под пристальным вниманием авиационных училищ, которые искали здесь молодых людей, желающих и способных стать классными летчиками.

Летом 1940 года приехавший из Борисоглебского летного училища капитан узнал, что семнадцатилетний, окончивший 10 классов школы №7 в Скорняжном переулке, Виталий Рыбалка по своим качествам более всего подходит для истребительной авиации.

Так Виталий стал курсантом Борисоглебского летного училища имени В.П. Чкалова и пересел с неторопливого У-2 на серьезную боевую машину И-16. Здесь готовили летчиков-истребителей. Из Борисоглебского училища Виталий Рыбалка вышел в августе 1941 года сержантом.

Начало боевого пути Виталия Викторовича практически совпало с началом Битвы за Москву. Первые боевые вылеты, первые боевые задания. Об одном из них Виталий Викторович вспоминает с особым волнением – о знаменитом Параде на Красной площади 7 ноября 1941 года. В тяжелейший период Московской битвы, когда казалось, что врагу для овладения столицей не хватает последнего, решающего усилия, Советское правительство приняло важнейшее решение: перед отправкой на фронт провести прибывшие с востока страны части парадом по главной площади страны, чтобы показать народу и всему миру, что СССР жив и не сдается, находит силы отмечать свои, ставшие священными, праздники.

Менее известно, что помимо наземного парада над Красной площадью должны были пролететь строем и 300 военных самолетов, в том числе и 122-й истребительный полк, в котором всю войну прошел Виталий Викторович. Только неблагоприятные метеоусловия помешали проведению воздушного парада, о чем 8 ноября сообщила газета "Правда". Тем не менее, подготовка к Параду воспринималась всеми летчиками как ответственнейшее боевое задание.

К этому моменту на боевом счету сержанта Рыбалки уже числился один сбитый вражеский самолет. Возвращаясь с боевого задания, он встретился с вражеским бомбардировщиком, и на высоте 300 м. состоялся короткий бой, из которого советский летчик вышел победителем. Это был первый и последний сбитый им за войну бомбардировщик, остальные 13 выигранных Виталием Рыбалкой воздушных дуэлей состоялись с истребителями врага. С октября 1941 года младший лейтенант В.В. Рыбалко на фронтах Великой Отечественной войны в составе 122-го ИАП.

В 1941-м году меня отправили в 122-й истребительный полк — с ним я прошел всю войну, наш полк сражался на Западном фронте. Летом 1942 года совершал вылеты с аэродрома в Волоколамске. Задача летчика заключалась в сопровождении бомбардировщиков до цели. Вести свободный воздушный бой при таком раскладе было почти невозможно. Некоторые пытались. Но был даже издан приказ за подписью Иосифа Сталина, где разъяснялось, что истребитель сопровождения буквально головой отвечает за сбитый противником бомбардировщик, — рассказывает фронтовик.

—  22 ноября 1941 года, во время атаки фашисткой автоколонны, мой самолет был подбит огнем немецкой зенитки. Каким-то чудом я остался жив, упал далеко за линией фронта, после чего почти 2 недели пробирался к своим без еды, карты и компаса, теплой одежды, с обмороженными ногами. Силы уже почти совсем оставили меня, когда в ночь на 5 декабря меня нашли советские разведчики и отправили в госпиталь. Ноги были обморожены настолько, что стоял вопрос об ампутации, но молодой крепкий организм справился. После излечения я вернулся в строй.

Из наградного листа:

"На фронте Отечественной войны против германского фашизма с октября 1941 года по настоящее время. За это время показал себя: материальную часть самолёта МИГ-3 с мотором АМ-35-А знает хорошо и эксплуатирует грамотно. Техника пилотирования индивидуальная и групповая на самолёте МИГ-3 отличная. На боевое задание летает смело с большим желанием и стремится, как можно больше произвести боевых вылетов на фронт за день. В воздухе самолёт в его руках представляет грозное оружие для германских захватчиков. На боевые задания, были случаи, летал и летает при метеоусловиях, при высоте облачности 100 метров и видимости 1 км. В воздушном бою смел и решителен, не боится численно-превосходящего противника, смело бросается в атаку, идёт на любые осложнения, стараясь добиться успеха в бою. Не теряя самообладания, даже в тяжёлых условиях всегда принимает правильное решение, выходя победителем. 22 ноября 1941 г. в районе г. ИСТРА при успешной штурмовке противника, его самолёт был подбит "З.А", самолёт не мог продолжать дальнейшего полёта. Тов. Рыбалка произвёл вынужденную посадку на территории противника. В течение 2-х недель бродил голодный по лесу, пробираясь на свою территорию. Вернулся в свою часть, сейчас снова летает на боевые задания, беспощадно громя фашистов, очищая Советскую землю. За этот период им сделано 60 боевых вылетов с общим числом налётов 55 часов. Провёл 56 сопровождений бомбардировщиков и прикрытие своих войск, совершил 4 успешных штурмовых вылета по живой силе и аэродрому противника. Провёл 4 воздушных боя. Боевые задания им выполняются на хорошо и отлично. Лётное дело любит…"

Приказом ВС Западного фронта №: 445 от: 16.04.1942 награждён медалью "За отвагу". В 20 лет прикалывает в петлицы первые "кубари" младшего лейтенанта, становится замкомандира эскадрильи 122-го истребительного авиационного полка. 24 августа 1942 года после очередной перегруппировки Рабоче-Крестьянская Красная армия возобновила наступление севернее и восточнее Ржева с целью разгрома немецкой 9-й армии группы армий "Центр", оборонявшейся в Ржевско-Вяземском выступе.

—  Весна 1942 года, раскисло всё. Короче говоря, вырулить было очень трудно. Так вот, сопровождать должны были девятку "Пешек". Командир эскадрильи Романенко не взлетел. Пока выруливали, Миша Коробков перегрел свой мотор, взлетел - масло вдоль борта, он тоже сел, я остался один. Подошли "Пешки", подстроился к ним, пошли. На краю Раменского встретили четыре "Ме-109F ", который, на мой взгляд, был лучшим немецким истребителем, его беда была в том, что мотор был водяного охлаждения, и все радиаторы охлаждения были в плоскостях. И достаточно было спичечной головки попасть, радиатор пробит. Но по пилотажу это был блестящий самолёт. Я один с девяткой. Высота около 1000 метров.

Мы летали без кислородного оборудования, снимали напрочь за ненадобностью. Передатчиков нет. Были только приемники. Ну, с первого раза они меня не сбили. Но заставили ввязаться в бой. "Пешки" ушли. Не могу сказать, что я был настоящий ас, но я их завёл наверх, без кислорода, на 7000 метров. Я парень был крепкий, да и лет мне было всего 19. А там МиГ-3 был хорош и мне эти " Ме-109F " были уже не страшны, я уже господствовал. Видимо они далеко забрели, а это буквально чуть ли не над самой Москвой, они со мной не справились и смотались. Я конечно, никого не сбил, но если бы они не ушли, может быть, было бы и по-другому. Это подчёркивает высотные качества нашего самолёта МиГ-3. Да, на высоте он был прекрасен.

Летом 1943 года наш полк летал на "Яках", сражались мы на Западном фронте в составе 233-й штурмовой авиационной дивизии. Базировались в Дугино, Смоленской обл."

Тов.РЫБАЛКА В.В.награждён за 52 успешных боевых вылета медалью "За отвагу". После чего произвёл 140 успешных боевых вылета, из них: сопровождение ИЛ-2 (советский штурмовик времён Второй мировой войны.-прим. автора) и ПЕ-2 ( советский пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны - прим. автора), на прикрытие своих наземных войск - 64 вылета.

"Имеет 16 воздушных боёв. При сопровождении бомбардировщики и штурмовики отлично выполнили боевые задания и не имели потерь от истребителей противника. Шесть раз ходил и водил группы для прикрытия штурмовиков действующих по аэродрому противника. В одном из таких налётов проявил смелость и упорство и лично атаковал и вывел из строя во время штурмовки аэродрома 4 зенитных точки и штурмовики отлично выполнили задание. В последующем полёте сопровождал ИЛ-2 для атаки противника. В районе цели был подбит зенитным огнём, несмотря на это продолжал выполнять боевое задание, благополучно довёл самолёт на аэродром. В воздушных боях смел, инициативен и находчив. В мае 1943 года при сопровождении ИЛ-2 истребители противника пытались атаковать прикрывающих штурмовиков, но в результате принятия воздушного боя один МЕ-109 был сбит, а остальные покинули поле боя, после чего отлично выполнив задание штурмовики без потерь возвратились на аэродром. Неоднократно во время воздушных боёв выручал своих товарищей. За честность, решительность в боевой работе от командования армии, дивизии полка имеет 8 благодарностей. Дисциплинирован. Партии ЛЕНИНА-СТАЛИН и Социалистической Родине предан".

Воздушная операция - с 6 мая 1943 года по 8 мая 1943 года. Запись в журнале боевых действий 122 ИАП от 6. 5 1943 года. Задача - сопровождение Ил-2, 62-го и 198-го штурмовых авиационных полков. 5:43 - 7:08 ведущий подполковник Черепанов, сопровождали 62-й ШАП на штурмовку аэродрома противника "ШАТАЛОВО". По возвращению с задания в р-не Городок-Аненково к группе Ил-2 пристроился 1 самолёт противника МЕ-110.При штурмовке аэродрома наблюдали прямые попадания бомб в ангар и обстрел стоявших на аэродроме самолётов противника - штурмовиками.

6:25 Н=800-200 мт. в р-не Городок-Аненково кап. Мовчан произвёл атаку на МЕ-110, пристроившемуся к группе Ил-2. Атаку произвёл сверху сзади с дистанции 100 мт. После выхода из атаки боковым разворотом наблюдал, как самолёт противника в районе Болтутино упал в лес и взорвался. (Болтутино — деревня в Смоленской области России, в Глинковском районе.- прим. авт.). Однополчанин Виталия Рыбалка Герой Советского Союза Абрек Баршт пишет: "Каждый сбитый - это результат воздушного боя, результат смертельного противоборства характеров, ума, летнего мастерства, техники, в конце концов. Вступая в воздушный бой, летчик отчетливо понимает, что может погибнуть, но он идет на этот риск сознательно - во имя высшей цели, во имя грядущей победы. Те, кто легкомысленно судит о сбитых самолетах, даже не в состоянии представить себе, каких сил, и физических, и нравственных, какого запредельного напряжения ума требует воздушный бой. Каждый сбитый самолет врага - это подвиг, приближавший нашу Победу".

Поведать читателям об этом необыкновенном человеке, рассказать о его деловых, летных и личных качествах мне помогли документы тех лет. Из наградного листа к ордену Красного Знамени, Приказ №: 212/н от: 18.08.1944: "В действующей армии с октября 1944 г. За этот период показал себя отличным лётчиком-истребителем. Благодаря хорошим организаторским способностям и поставленной работе над собой вырос за это время от рядового пилота до командира эскадрильи. За время пребывании на 1-ом Украинском Фронте с 13.2.1944 г. произвёл 32 успешных боевых вылета на сопровождение штурмовиков. Все задания выполнил отлично: штурмовики потерь от истребителей противника не имели. В воздушных боях смел, решителен, инициативен. Неоднократно вёл воздушный бой с численно превосходящим противником, всегда выходя победителем. 19.3.1944 г. сопровождая штурмовиков, вёл воздушный бой четвёркой Як-1 с шестью МЕ-109. В результате проявленной смелости и находчивости было сбито 2 самолёта противника, из них одного сбил капитан РЫБАЛКА, и истребители противника не были допущены к штурмовикам. 30.4.44 г. в р-не Бережаны при сопровождении штурмовиков вёл воздушный бой четвёркой Як-1 против четырёх ФВ-190 и МЕ-109. В результате чёткого и правильного руководства боем, мужества и отвагу лётчиков, было сбито 5 самолётов противника, из них 2 лично сбил т. РЫБАЛКА. Остальные немецкие стервятники быстро покинули поле боя. За короткий срок пребывания на 1-ом Украинском Фронте зскадрилья произвела 193 с/вылета, сбила 12 самолётов противника, имея одну боевую потерю. В наст. время его эскадрилья ведёт самостоятельную боевую работу с отдельного аэродрома".

В 1944 году Виталий Викторович получает звание капитан, а в сентябре 1944 г. - орден Александра Невского. Из наградного листа к ордену Александра Невского, Приказ №: 237/н от: 05.09.1944: "После последнего награждения произвёл 43 успешных боевых вылета на сопровождение штурмовиков, провёл 5 воздушных боёв, в которых проявил мужество, бесстрашие и мастерство воздушного бойца. 10.7.44 г. сопровождая штурмовиков заметил в стороне пару МЕ-109.Стремительной атакой с первого захода сбил 1 МЕ-109. 15.7.44 г.в составе 3-х Як-вёл воздушный бой с 6-тью ФВ-190. Умело маневрируя, стараясь не допускать истребителей противника к штурмовикам, вёл воздушный бой одновременно с двумя самолётами противника и сбил одного из них. 16.7.44 г. группой 4-х Як-1 вёл воздушный бой с 4-мя МЕ-109 и с 2-мя ФВ-190. Благодаря слаженности пар и чёткому руководству боем, истребители противника не были допущены к штурмовикам. В этом бою капитан РЫБАЛКА сбил 1 самолёт противника. На боевые задания летает смело и уверенно. Всегда ищет встречи с противником. За период его командования эскадрилья произвела 301 боевой вылет, провела 23 воздушных боя, в которых сбила 16 самолётов, потеряв со своей стороны 5 лётчиков". После этого Виталий Рыбалка воевал в небе Румынии, Венгрии, Чехословакии. После освобождения Венгрии 122-й авиационный полк получил почетное наименование "Будапештский".

Из наградного листа к ордену Красного Знамени, Приказ №: 48/н от: 26.03.1945: "После последнего награждения, находясь на 2 Украинском Фронте, провёл 31 успешный боевой вылет, провёл 2 воздушных боя, так 28.9.1944 г. сопровождая 8 Ил-2, четвёрка Як-1, первой вступила в бой с 4-мя МЕ-109 и 4-мя ФВ-190, Было сбито 3 самолёта, из них один сбил тов. РЫБАЛКО. 16.10.44 г., ведя воздушный бой, сбил одного ФВ-190, выполняя боевую задачу на штурмовку войск и техники противника, поджёг склад, 2 автомашины, уничтожил 1 точку ЗА противника. Лётчик большой культуры в лётном деле. Вывод: За мужество и героизм, проявленное в борьбе с немецким фашизмом достоин правительственной награды орденом "Красное Знамя"".

При встрече в небе с Рыбалка самоуверенность у хваленых гитлеровских асов исчезала. Виталий Рыбалка сопровождал Ил-2, и четвёрка "Яков" встретилась с шестёркой "Мессеров". Из них только троим удалось уйти. Остальные стервятники нашли могилу на Львовщине. На военном мундире Виталия Викторовича Рыбалка, - орден Ленина, три ордена Красного Знамени, два ордена Александра Невского, два ордена Отечественной войны первой степени, два ордена Красной Звезды, медаль "За отвагу", две медали "За боевые заслуги", медаль "За оборону Москвы", медаль "За взятие Будапешта", медаль "За освобождение Праги", медаль "За победу над Германией в Великой Отечеств. войне 1941-45 г."

И сегодня, глядя на снос памятников Красной Армии в разных странах и вспоминая ту большую фронтовую работу, в результате которой немецкие самолеты красиво разваливались на куски, мы говорим: Наше дело правое! Мы победили! А вы, проклятые фрицы, всегда будете чувствовать нашу ненависть к вам!

P.S. Для подготовки статьи автор обращался к Архиву ЦАМО. Фонд: 33

Архивные документы и фронтовые фото предоставлены Рыбалка В.В.

Фотопортрет и текст для проекта "НАСЛЕДИЕ И МЫ" © Тырышкин С.В., член творческого объединения РСВ "Отчизна"

Поделиться в соцсетях