В РСВ шла речь о трассе Аляска-Сибирь, о роли ленд-лиза в Великой Победе, о музейной работе и об особенностях современной дипломатии Запада

Опубликовано admin - пн, 09/29/2014 - 13:47

В Москве и области великое множество народных музеев различного направления, немало из них представляют истории армий, дивизий и даже полков. В доме 6 по улице Житняя есть музей с весьма мудреным названием: «Музей Великих войн ХХ века. СОЮЗНИКИ и 1941 ленд-лиз 1945».

Содержание музейных экспозиций отражает события не только Первой и Второй мировых войн, но и рассказывают о союзниках Российской Империи и СССР в этих войнах и, особо, об акции ленд-лиз. 22 сентября 2014 года в Доме ветеранов на Гоголевском бульваре, 4 состоялась презентация музея. Собравшиеся ветераны Второй мировой войны и сотрудники Российского Союза ветеранов получили самодельную брошюру о музее и о тех событиях, каким посвящен музей. Содержание брошюры высоко оценено генералом армии Михаилом Алексеевичем Моисеевым. Она стала ценным подарком для любителей военной истории.

Участники мероприятия познакомились с фрагментами документального фильма «АЛСИБ: риск был смертельный». Выступивший автор фильма Александр Петрович Галкин, режиссёр телеканала «Культура» рассказал несколько интересных эпизодов съёмок фильма, рассказал о героях фильма.

Научный и литературный редактор проекта профессор Академии военных наук Владимир Тимофеевич Рощупкин привёл несколько малоизвестных фактов «народной дипломатии», которую назвал более эффективной, нежели официальная.

Владимир Тимофеевич отметил, что Военно-воздушные силы Рабоче-Крестьянского Красного флота по ленд-лизу получали морские патрульные бомбардировщики – летающие лодки «Каталина» ( PBY «Catalina»). «Каталины» производились в США и Канаде в 1930-х и 1940-х годах. Машина получила отличные отзывы. Правда были и сложности — американцы поставили документацию на английском языке. Решение нашли быстро. Лётчики и механики внимательно наблюдали за действием агрегатов самолёта, тогда как человек в кабине пилота нажимал на тумблеры. Поняв назначение тумблера, механик заклеивал надпись на английском пластырем и писал на пластыре по-русски. Самолёт был очень надёжным. Достаточно сказать, что именно на специально модифицированной «Каталине» предпочитал летать Уинстон Черчилль.

А самолёт Норт Америкэн B-25 Митчелл ( North American B-25 Mitchell)  двухмоторный цельнометаллический пятиместный бомбардировщик среднего радиуса действия стал героем эстрадного искусства. Заслужил он такую «честь» своей особой живучестью.

До начала Великой Отечественной войны В-25 не вызывал особого интереса в нашей стране. Его считали «середнячком», не выделяющимся какими-либо особыми данными. Гораздо больше внимания уделяли его конкуренту — Мартин В-26 «Мародер».

Когда в сентябре 1941 года в Москве собрались представители СССР, США и Великобритании, обсуждавшие будущие поставки боевой техники, различные ведомства подготовили свои заключения - что следует просить и в каких количествах. Только Разведывательное управление Генштаба включило в список потенциально интересных самолётов В-25, но также однозначно отдало предпочтение В-26.

Всего в СССР по программе ленд-лиза было отправлено 870 В-25, из которых до места дошли 861.

Как и другие самолёты авиации Дальнего действия, «Митчеллы» временами применялись в качестве транспортных машин. Он имел ёмкий фюзеляж, в который при перебазировании можно было загрузить до 20 человек — техников и оружейников. В-25 мог доставить до 1 тонны груза на расстояние 2240 км.

Американские бомбардировщики успешно провоевали у нас до самого окончания боевых действий. На 1 мая 1945 года в составе советских ВВС имелось 552 таких самолёта, в том числе 398 на фронте. Общие потери В-25 в нашей стране за годы войны составили 201 бомбардировщик. «Митчеллы» приняли участие в последних боевых операциях советских войск против Германии, в частности, во взятии Берлина.

В-25 участвовали в праздничной иллюминации Москвы 9 мая 1945 года, расцвечивая небо ракетами. Столица праздновала победу.

В августе 1945 года эти машины применялись в боевых действиях против Японии.

С окончанием войны и прекращением сроков действия программы ленд-лиза Советский Союз обязан был сдать самолёты американцам. Обычно эта процедура сводилась к уничтожению техники под контролем американских представителей. В 1945—1947 годах часть машин была уничтожена под надзором инспекторов из США. Такие работы велись под Винницей. Бомбардировщики давили тракторами. Но эта участь постигла не все «Митчеллы».

Перевооружение советской Дальней авиации на В-25 продолжалось и после войны.

Небольшое количество самолётов использовалось в гражданской авиации.

Были разработаны два варианта переделки: грузовой и грузопассажирский. Первый перевозил 2700 килограмм груза, второй — 1400 килограмм плюс пять-восемь пассажиров. Но комфорт для пассажиров отсутствовал. Некоторое количество В-25 после войны использовала ведомственная авиация.

Из всех поставленных в СССР В-25 в настоящее время сохранился всего один. Эта машина не воевала, а совершила вынужденную посадку на трассе Аляска - Сибирь и много лет пролежала в тайге. Её восстановили на Новосибирском авиационном заводе и передали в музей в Монино. Там самолёт экспонируется на открытой площадке.

Высокая живучесть этого образца военной техники воспета в эстрадной песенке, которую на русском языке пели Леонид Утёсов и его дочь Эдит – «Бомбардировщики» или второе название песенки - «Мы летим, ковыляя во мгле». Песня исполнялась и на английском языке.

(На нашем сайте Вы можете прослушать эту историческую песенную миниатюру).

Профессор В. Т. Рощупкин в завершении своего выступления обратил внимание собравшихся, что «музей не государственный и денег на его развитие никто не даёт».

Выступление Александра Александровича Урбана было посвящено подвижнической работе потомков видных военачальников – героев Великой Отечественной войны, заметим, что Александр Урбан член семьи Маршала Советского Союза Константина Константиновича Рокоссовского.

Дети, а теперь уже и внуки прославленных героев много делают для пропаганды традиций фронтовиков, сохранению памяти о военных подвигах своих родственников, ставших символами Великой Победы.

Генерал-лейтенант авиации Иван Петрович Шпорт со знанием дела поведал о мужестве лётчиков-перегонщиков самолётов по сибирской трассе. Отметил он и доброе отношение якутского народа к памяти русских и американских пилотов.

Собравшиеся заметили, что мероприятие, на котором ветераны Великой Отечественной войны и их потомки выражают искреннюю благодарность США за помощь в годы Второй мировой войны, за определённый вклад в победу над фашизмом проигнорировано новым Чрезвычайным и Полномочным послом США в Российской Федерации господином Джоном Теффтом и всем составом военного атташета посольств стран антигитлеровской коалиции. Все были приглашены к участию в данном мероприятии.

Весьма содержательным было выступление основателя и руководителя народного музея Николая Германовича Бородина, вице-президента исторического клуба «Союз – ленд-лиз». Его предложение создать музейно-мемориальный комплекс «Союзничество» на берегу Москвы-реки заинтересовало присутствующих. Михаил Алексеевич Моисеев одобрил такое начинание активистов-ветеранов. За создание такого музея в рамках подготовки к 70-летия Великой Победы проголосовали все участники мероприятия.

Юрий Петрович Сальников считает, что любые эпизоды жизни участников Великой Отечественной войны должны быть запечатлены средствами кинематографа.

На мероприятии некоторые активисты были отмечены наградами Российского Союза ветеранов.

Мероприятие было подготовлено по инициативе Людмилы Ивановны Горбуновой отделом по международным связям Российского Союза ветеранов во главе с Дмитрием Алексеевичем Бабийчуком.

Ярослав Нечёса, профессор Академии военных наук, заместитель начальника информационно-издательского отдела Российского Союза ветеранов

Фото автора

Поделиться в соцсетях