Забота о ветеранах - нравственный долг общества и государства

Опубликовано admin - чт, 11/07/2013 - 09:13

Лачугин В.Н.Из статьи начальника отдела  социальной защиты  Российского комитета ветеранов Лачугина В.Н. - журнал «Ветеран войны», октябрь 2013 г.                    

Одной из главных задач Российского комитета ветеранов и региональных отделений Российского Союза ветеранов является утверждение в общественном сознании, что забота о ветеранах является нравственным долгом общества и государства.

В своем докладе на VIII Внеочередной конференции Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы председатель организации М.А. Моисеев особо подчеркнул, что сейчас всем нам важно сосредоточить усилия на первостепенных «магистральных» направлениях. Мы обязаны требовательно отстаивать право ветеранов на достойную жизнь, целеустремленно работать в решении вопросов их социальной защищенности. Для этого необходима консолидация и совместные действия всех сил ветеранского движения, конструктивное взаимодействие с органами исполнительной и государственной власти , гражданским обществом.

Этими ориентирами мы и должны руководствоваться в своей практической деятельности,  памятуя  о том, что  социальная защита ветеранов и членов их семей всегда была приоритетной задачей с момента создания в 1956 году Советского комитета ветеранов войны.

Практическая деятельность Российского комитета ветеранов  осуществляется по следующим основным направлениям:

1. Оказание адресной помощи ветеранам и членам их семей по вопросам:

·        пенсионного обеспечения (в том числе, выплаты и компенсации для проживающих за границей);

·        получения жилья;

·        медицинского обеспечения (в том числе, клиническое, амбулаторное и санаторно-курортное лечение, госпитализация, получение льготных лекарств и др.);

·         социальной адаптации военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил;

·        получения архивных документов ( в том числе, по прохождению службы, ранениям, пропавшим без вести, не врученным наградам, местам захоронения);

·        льготной оплаты жилищно-коммунальных услуг и налогов;

·        увековечения памяти защитников Отечества (в том числе – взаимодействие с органами военного управления и   Военно- мемориальной компанией);

·        другим вопросам социально-правового характера.

 

II. Инициирование предложений Комитета по совершенствованию федерального законодательства с целью улучшения социально - экономического  положения ветеранов, взаимодействия со структурами законодательной и исполнительной власти РФ в законотворческих процессах, в том числе:

·        анализ социально-правового положения ветеранов и тенденций его развития;

·        инициирование предложений по законодательному улучшению мер социальной защиты ветеранов;

·        постоянное сотрудничество и взаимодействие со структурами законодательной и исполнительной власти по вопросам социальной защиты ветеранов.

За активное взаимодействие с Государственной  Думой и Советом Федерации  Федерального Собрания в решении социальных проблем ветеранов наша Организация неоднократно получала благодарственные письма от профильных комитетов обеих палат. Много благодарностей выражают в своих письмах ветераны и члены их семей за конкретную помощь в решении их насущных проблем.

Трудные социальные условия жизни ветеранов, возникшие в новых экономических условиях России, объективно потребовали от нее удесятерить усилия по этому направлению деятельности.

Глубоко осознавая это, Российский комитет ветеранов на протяжении последних 10  лет делал и делает все возможное (а подчас и невозможное), чтобы решать насущные социальные проблемы. Почти все, что было сделано в стране для ветеранов, было инициировано или осуществлялось с нашим участием.

В настоящее время весьма ответственная работа нашей Организации ведется по реализации Указа Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 года, направленного на кардинальное улучшение жилищных условий фронтовиков и членов их семей. Государственное финансирование на эти цели осуществляется в полном объеме. Необходимо всемерно помогать в выявлении и  постановке на учет лиц данных категорий.

В решении заседания Российского организационного комитета «Победа»  от 31 июля  2013г.  № 34,  прошедшего под  председательством президента  Российской  Федерации В.В. Путина (село Прохоровка, Белгородской области),  «О работе Федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ по подготовке и празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» поручено:  Минтруду, Минфину и Минрегиону России подготовить и представить в установленном порядке предложения о проведении капитального ремонта жилых помещений, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, не имеющие оснований для обеспечения жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Срок – 2013-2015 годы.

В связи с этим  региональным отделениям и организациям Российского Союза ветеранов необходимо подключиться к этой работе и оказать всемерную и оперативную помощь  этой категории ветеранов.

В последние годы особо острой стала проблема пенсионного обеспечения ветеранов военной службы.

В связи с разработкой законопроекта «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», нашим  Комитетом были направлены соответствующие обращения в Государственную Думу, Совет Федерации и Министерство обороны. В Комитете было проведено четыре заседания «круглого стола» с участием представителей региональных организаций и  Министерства обороны, посвященных оценке ситуации и выработке консолидированной позиции по данной проблеме, а также принятию конкретных предложений по изменению законодательства по военному пенсионному обеспечению.

Эта позиция и предложения были внесены Российским Комитетом ветеранов на рассмотрение в рабочей группе Российского организационного комитета «Победа» и в Комитете по обороне и безопасности Совета Федераций. Данной проблеме были посвящены специальные заседания Президиума  Комитета ветеранов войны и военной службы.

В результате были приняты и два специальных Обращения  председателю Правительства Российской Федерации, председателю Координационного совета по делам ветеранов при Правительстве Российской Федерации. В них четко была изложена консолидированная позиция ветеранских организаций по данной проблеме, даны конкретные предложения (поправки) по изменению законодательства, направленные на улучшение военного пенсионного обеспечения.

В конце 2011 года, в результате многотрудных «родов» на свет появилось два федеральных закона  № 306 и № 308. Мы уже информировали ветеранскую общественность о соответствующих изменениях в законодательстве Российской Федерации и их практической реализации. В целом на данном этапе военные пенсионеры удовлетворены изменениями в пенсионном законодательстве.

Долгое время тяжелой оставалась  проблема  спасения  военной медицины.

Низкий уровень финансирования военно-медицинских учреждений (особенно  по лекарствам) из федерального бюджета (40% от реальной потребности) создал условия для нарушения прав ветеранов на получение бесплатной медицинской помощи.

Такое положение дел мы постарались довести до нового министра обороны генерала армии С.К. Шойгу. Он провел «разбор полетов», в результате которого стали принятие  целого ряда первоочередных решений для исправления сложившейся ситуации.

В ноябре 2012 года по этой проблеме состоялись специальные слушания в Общественной палате Российской Федерации. Были выработаны  рекомендации, в том числе Президенту и Правительству Российской Федерации, Минбороны и Минздравсоцразвития России, по возрождению военной медицины.

Проблема повышения качества жизни граждан пожилого возраста, к числу которых относятся и ветераны Великой Отечественной войны, в последнее время приобрела также особую остроту и стала предметом нашего пристального внимания.

Ключевым вопросом в сохранении достойного уровня жизни ветеранов являются меры по их комплексному социальному обслуживанию в системе региональных учреждений, в повышении качества и доступности социальных, социально-медицинских, реабилитационных, культурных и психологических услуг.

Субъекты Российской Федерации совместно с нашими структурами, осуществляя полномочия по социальному обслуживанию населения, постоянно совершенствуют практику предоставления социального обслуживания.

Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан, в том числе ветеранов войны, играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей.

В России действуют 247 специальных домов для одиноких престарелых, в которых проживают более 13 тыс.человек. В 166 специальных домах имеются службы по предоставлению комплекса услуг социально-бытового назначения. Наибольшее число домов насчитывается в Удмуртской Республике, Красноярском и Ставропольском краях, Вологодской, Новосибирской, Омской, Свердловской, Ярославской областях, городах Санкт-Петербурге и Москве.

Заслуживает внимания эффективный опыт строительства специального дома ветеранов в Вологде.

Данное учреждение социального обслуживания предназначено для проживания одиноких пожилых людей, одиноких супружеских пар (женщин старше 55 лет, мужчин – старше 60 лет), не обеспеченных жилыми помещениями по месту жительства и сохранивших способность к самообслуживанию.

Проживающие в таком доме имеют возможность, не выходя из жилого комплекса, воспользоваться всеми необходимыми услугами.

Уникальность данного учреждения заключается в том, что оно создает наиболее оптимальные условия для решения всего спектра проблем пожилого человека, начиная с проблемы безопасного проживания (наличие круглосуточной охраны) до проблем медицинского обслуживания, реабилитации и восстановительной терапии, организации досуга и социально-бытовой помощи.

Минздравсоцразвития России рекомендовано органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации  использовать практику Вологодской области при разработке перспективных схем развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания.

С учетом возрастной специфики ветеранов войны, они в большей степени нуждаются в предоставлении адресной, оперативной социальной помощи, максимально приближенной к ним.

В субъектах Российской Федерации для удовлетворения индивидуальных потребностей ветеранов в социальных услугах интенсивно внедряются современные технологии ухода и инновационные формы предоставления услуг пожилым гражданам на дому.

Надомное социальное обслуживание – наиболее востребованная ветеранами, приближенная к их потребностям и, одновременно, экономически выгодная форма социального обслуживания.

С экономической точки зрения стационарное социальное обслуживание пожилых граждан является в 7,4 раза более затратным, чем надомное.

В большинстве субъектов Российской Федерации в силу территориальной протяженности при социальном обслуживании существует проблема доступности получения необходимых социальных и медицинских услуг для населения отдаленных районов и граждан, проживающих в сельской местности.

С целью решения этой проблемы в региональных программах, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, принятых во всех субъектах РФ, запланированы мероприятия по созданию и развитию разнообразных моделей мобильных служб.

 Такие службы предназначены для оказания адресной, оперативной социальной, социально-медицинской помощи, а также лекарственного обеспечения граждан пожилого возраста, в частности, ветеранам войны, проживающим в сельских поселениях и отдаленных населенных пунктах. Мобильные социальные службы получили широкое развитие в Республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Ингушетия, Калмыкия, Краснодарском и Пермском краях, Кировской, Курганской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Челябинской, Ярославской областях.

Все большее распространение в субъектах Российской Федерации получает такая технология социального обслуживания, как «Тревожная кнопка» по оказанию экстренней помощи на дому пожилым людям и инвалидам. Впервые такая услуга была внедрена Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 22 декабря 2009 года № 1459, в соответствии с которой услуги «тревожной кнопки» предоставляются бесплатно инвалидам  и участникам Великой Отечественной войны, имеющим 1 группу инвалидности.

Сейчас это наиболее прогрессивная технология социального обслуживания полностью внедрена и в Москве (с созданием специальной структуры круглосуточного дежурства при городском Доме ветеранов). Этот опыт подхватывают и в ряде других регионов.

Эта проблема нашла свое отражение в Решениях Российского организационного комитета «Победа» от 12 июля 2013 года:

·        Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать ежегодное диспансерное обследование инвалидов, ветеранов, вдов (вдовцов) умерших инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также внеочередное оказание им медицинской помощи, включая медицинскую помощь на дому маломобильным ветеранам войны и обеспечение в установленных законом случаях необходимыми лекарственными препаратами.

Срок – 2014-2015 годы;

·        органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации провести проверку условий жизни инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вдов (вдовцов) военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, войны с Японией, вдов (вдовцов) умерших инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны и принять меры по решению вопросов их жизнеустройства, оказанию помощи в социально-бытовом обслуживании, а также по предоставлению иных социальных услуг, в первую очередь на дому.

Срок – 2014-2015 годы.

Наш Российский Комитет ветеранов традиционно уделяет большое внимание  работе с письмами, а также приему ветеранов и членов их семей. Эти обращения являются своеобразным барометром общественного мнения по жизненно важным вопросам деятельности властных и других структур на местах. По  наиболее социально-значимым проблемам ветеранов Комитет реагирует оперативно – в течение трёх рабочих дней направляет соответствующие ходатайства, подписанные Председателем, непосредственно главам регионов или  соответствующих федеральных структур. Первостепенное внимание обращениям ветеранов, как правило, уделяется и в региональных организациях Российского Союза ветеранов.

Говоря о направлении деятельности Комитета по улучшению социального законодательства, следует подчеркнуть, что правовое поле, которое формируется в стране, не всегда понятно обществу, в том числе и ветеранам – защитникам Отечества.

С одной стороны, принимаются законы, которые вызывают среди ветеранов мощные протестные настроения. Законы о монетизации льгот и о ЖКХ – яркие тому примеры. Наша позиция была категорично негативной.

С другой стороны, неоправданно долго (6 лет) законодателями и Правительством решались вопросы о выплате второй пенсии по  инвалидности (наряду с пенсией за выслугу лет) для фронтовиков-военных пенсионеров, а также второй пенсии за труд после увольнения с  военной службы (почти 8 лет).

До сих пор остается нерешенной проблема об отнесении ветеранов военной службы к категории федеральных льготников.

Уместно отметить, что  в любой ситуации мы стремимся помогать ветеранам решать социальные проблемы мирным «парламентским» путем, убеждаем и сдерживаем в силу своих возможностей  нарастание протестных выступлений.

Подводя итог, выражаю общую уверенность, что Российский Комитет ветеранов,  его региональные структуры и общественные организации ветеранов в период подготовки к празднованию 70-летия Победы будут целеустремленно и настойчиво направлять свою деятельность на своевременное и полное решение задач по социальной защите ветеранов в свете положений Устава Российского Союза ветеранов.

 

Поделиться в соцсетях