100-летие морской авиации России отметили ветераны-калининградцы

Опубликовано admin - вт, 08/02/2016 - 20:54

17 июля 2016 года в России ежегодно отмечается День авиации Военно-Морского Флота и в этот же день в 2016 году морской авиации России исполнилось 100 лет.

100 лет назад, в 1916 году, четыре российских самолета с авианосного судна "Орлица" провели воздушное сражение над Балтийским морем с четырьмя германскими самолетами. Два вражеских самолета были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши самолеты вернулись без потерь. День первой победы мор­ских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем и стал днем рождения не только морской авиации Балтийского флота, но и всей морской авиации России.

Именно в это день в Доме офицеров Балтийского флота города Калининграда состоялась встреча, посвященная этой знаменательной дате, на которой произошла презентация журнала члена Союза писателей и журналистов России корреспондента газеты "Страж Балтики", капитана 1 ранга в отставке Сергея Александровича Гурова "Морская авиация Балтийского флота".

Заведующая библиотекой Дома офицеров Балтийского флота Светлана Тихоновна Колбанева

Встречу вела заведующая библиотекой Дома офицеров Балтийского флота Светлана Тихоновна Колбанева.

Первому рассказать о действиях морской авиации и о своем участие в Великой Отечественной войне было предоставлено полковнику в отставке Борису Дмитриевичу Глыбину.

Ветеран Великой Отечественной войны полковник в отставке Борис Дмитриевич Глыбин

Борис Дмитриевич сказал, что начал службу в Красной Армии с октября 1940 года. Тогда он поступил в школу связи при Ейском военно-морском авиационном училище, которое окончил в октябре 1941 года в звании младшего лейтенанта и в декабре 1941 года был направлен на службу в авиацию Северного флота. В войне участвовал в качестве командира радиовзвода 41-й роты связи, потом - командира радиовзвода и начальника радиостанции 36-й роты связи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка 5-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии. Принимал участие в освобождении городов Петсамо и Киркенес и войну окончил войну в звании лейтенанта. После войны служил на Балтийском флоте. В 1968 году, уволившись в запас, работал в райвоенкомате Октябрьского района города Калининграда, а с 1970 года старший инспектор по кадрам в отделе вневедомственной охраны управления внутренних дел города Калининграда.

И ещё он поведал о подвиге лётчика авиации Северного флота дважды Героя Советского Союза Софонова. Борис Дмитриевич, будучи на связи с лётчиками, слышал их переговоры. Сафонов сбил несколько самолётов, потом, после слов "Мотор", связь прекратилось. Его самолёт упал в море.

С большим интересом слушали ребята о жизненном и боевом пути ветерана. Нелегко досталась нашей стране победа, он говорил о своих погибших друзьях, и о том дне, когда они услышали весть о Победе.

Слева направо: сын танкиста, участника штурма Кёнигсберга, московский гость Георгий Фёдорович Топорин, капитан 1 ранга в отставке Сергей Александрович Гуров, участник Великой Отечественной войны в составе морской авиации Северного флота, председатель Совета ветеранов Северного флота, полковник в отставке Борис Дмитриевич Глыбин, участник боевых действий капитан 2 ранга запаса Михаил Павлович Пузик

Выступивший автор журнала "Морская авиация Балтийского флота" капитан 1 ранга в отставке Сергей Александрович Гуров сказал, что в этом журнале собраны очерки и статьи, написанные им об авиаторах Балтики в разное время и публикованные в газете "Страж Балтики". Эти материалы представляют собой исторический пласт о развитии, становлении и боевом пути авиаторов Балтики. Многие статьи написаны по архивным докумен­там. Сборник подготовлен и издан к 100-летию морской авиации России. Уверены - он будет полезен и востребован для военно-патриотического воспитания молодежи, готовящейся встать на защиту Отечества в рядах морской авиации России.

В августе 1941 года лётчики Балтийского флота впервые бомбили Берлин. Этот дерзкий налёт на столицу врага, стал первым ак­том возмездия агрессору. Авиаудары по столице фашистской Германии во многом способствовали поднятию боевого духа наших войск, укрепили веру и надежду советских лю­дей в окончательную победу над врагом.

В годы Великой Отечественной войны лётчики Балтики совершили 24 воздушных та­рана из 60, проведенных в авиации Военно-морского флота. Подвиг А. Маре­сьева повторил балтийский лётчик майор Леонид Белоусов.

За проявленное мужество и героизм 142 авиатора были удостоены звания Героя Советского Союза и Российской Федерации, в том числе четверо стали дважды Героями Советского Союза. Дивизия и 8 авиационных полков были удостоены звания гвардейских, 8 соединений и 9 лётных частей награждены орденами, 11 получили почётные наименова­ния.

Эти награды лучшее свидетельство и оценка вклада авиаторов Балтики в победу над врагом. Именами лётчиков-балтийцев назва­ны 63 улицы в 40 городах России, в том числе 28 в Калининградской обла­сти, 12 рыбодобывающих и транспортных судов, а также 8 учебных заведений и три воинские части.

Символично, что именно морская авиация дала миру лётчика, который первым полетел в космос. Это был лётчик Северного флота Юрий Алексеевич Гагарин. А североморец Алексей Архипович Леонов первым в мире вышел в открытое космическое пространство и работал там.

Герман Петрович Бич, первый заместитель Калининградского областного комитета ветеранов "Российского Союза ветеранов"

Поделиться в соцсетях