К 80-летию прихода в СССР первого союзного конвоя

Опубликовано Редакция - ср, 09/01/2021 - 11:23

31 августа исполнилось 80 лет со дня прихода в СССР первого союзного конвоя.

Завершался второй год Второй мировой войны. Шло победное шествие гитлеровских войск по Европе. Страны стремительно капитулировали: Дания – за 6 часов, Голландия – за 5 дней, Югославия – 12 дней, Бельгия – 18 дней, Греция – 24 дня, Польша – 36 дней, Франция – 43 дня, Норвегия – 61 день. И тут Гитлер нападает на СССР. Стремительное победное продвижение немецкой военной машины прекращается. Мир понимает, что есть сила, способная остановить коричневое зло, но эта сила нуждается в поддержке. И будущие объекты гитлеровской агрессии - Великобритания, США и другие страны приступают к поставкам в СССР боеприпасов, техники, продовольствия, медоборудования, лекарств по ленд - лизу (от англ. to lend - давать взаймы и to lease - сдавать в аренду).

12 августа из английского Ливерпуля отправляется и 31 августа прибывает в Архангельск незамеченный немецкой разведкой первый союзный конвой из шести транспортов и танкера под флагами Великобритании и Голландии. Он доставляет в СССР глубинные бомбы, магнитные мины, истребители, ботинки и каучук. Эта операция, поименованная "Дервиш" (с перс. درویش‎ - нищий, бродяга), положила начало транспортировке грузов советскими и союзными судами через Атлантику. Конвои союзников получают аббревиатуру PQ по имени руководившего их отправкой британского офицера Питера К. Эдвардса (Peter Q. Edwards), и порядковые номера, а шедшие из СССР - индекс QP. Суда, следовавшие из США и Великобритании,  шли через Исландию в Архангельск, Северодвинск и Мурманск. Первую половину пути до острова Медвежий их безопасность обеспечивали английские ВМС, вторую – советские корабли, подводные лодки и авиация. Второй, тысячемильный участок был наиболее опасен, поскольку проходил вблизи Северной Норвегии, где базировались специально развернутые для борьбы с конвоями немецкие силы. 

Операция сложнейшая, требовала взаимодействия нескольких родов сил ВМФ и ВМС разных стран. За несколько суток до подхода конвоев к зоне ответственности СССР в районы базирования и на маршруты выдвижения фашистских кораблей и подводных лодок направлялись советские подводные лодки. В 250 – 300 милях от главной базы Северного флота конвой встречали и занимали места в его походном порядке в готовности к отражению нападения до четырех советских кораблей. Истребительная авиация приступала к прикрытию конвоя с воздуха, противолодочная - к поиску подлодок по курсу движения, разведывательная – к наблюдению за базами, портами и аэродромами, а бомбардировочная – к нанесению по ним ударов. В 100 - 120 милях  от берега к поиску подключались сторожевые корабли – охотники за подводными лодками и тральщики. При подходе к месту назначения в готовность приводились береговые зенитно-ракетные батареи, а также аварийно-спасательные формирования флота.

За четыре года корабли и авиация Северного флота обеспечили проводку в северные порты СССР 41 конвоя, а из Советского Союза – 36.

1.464 судна доставили в СССР 4 млн. тонн грузов и вывезли около 1,4 млн. тонн. США поставили в том числе около 15 тыс. самолетов, 7,5 тыс. танков, более 8 тыс. зениток, 202 торпедных катера, 77 тральщиков, 28 сторожевых кораблей. Англия – около 7,5 тыс. самолетов, более 5 тыс. танков, 9 торпедных катеров, 14 тральщиков, 4 подлодки. Другие страны направили в СССР автомобилей почти в два раза больше, пороха в три раза, паровозов в 22 раза больше, чем было произведено в нашей стране за годы войны.

Иностранная помощь не была ни бесплатной, ни бескорыстной. За все платилось золотом, платиной, лесом, рудой, а главное человеческими жизнями. По утверждению американского президента Г. Трумэна, ленд-лиз был выгоден США, потому что спасал жизни миллионов американцев. А по словам американского министра торговли, благодаря поставкам из СССР Америка не только возвращала деньги, но и извлекала прибыль. Более того иностранные, прежде всего американские, корпорации помогали еще и Германии. Так, американская "Стандарт Ойл" за годы войны продала фашистам горюче-смазочные материалы на 20 млн. долларов, а американской нефтью немцев снабжали испанские танкеры.

При проводке союзных конвоев было потеряно 103 транспорта, в том числе 13 советских, 47 американских, 35 английских, 7 панамских, один датский. Потери кораблей, охранявших конвои: два английских крейсера, 8 эсминцев, в том числе два советских "Сокрушительный" и "Деятельный", два фрегата, три корвета и три тральщика. Погибли 1.944 советских и иностранных моряка.

Силы охранения конвоев потопили десятки кораблей противника, в том числе линкоры "Тирпиц" и "Шарнхорст", крейсер, три эсминца, 33 подлодки, сбили сотни вражеских самолетов.

В 80-ю годовщину операции "Дервиш" хотелось бы обратить внимание на следующее:

1. Северный флот не допустил срыва поставок в СССР грузов, осуществлявшихся Арктическими конвоями через Атлантику, оказал максимально возможное содействие воюющему фронту и внес весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

2. Материальная помощь иностранных государств  была важна для СССР, однако она носила коммерческий характер и не была решающей в победе советского народа  в Великой Отечественной войне.

3. Участники конвоев стали первыми ветеранами союзников, приезжавшими и приезжающими в Россию на встречи с российскими коллегами. Инициатором этих встреч, начиная с 1991 года, с российской стороны выступает Международный некоммерческий фонд "Вечная память солдатам", работающий в тесном взаимодействии с британским обществом "Северная Россия", объединяющим ветеранов арктических конвоев и представляющим союзнические страны.

4. Встречи ветеранов конвоев напоминают народам мира о месте и роли СССР в разгроме немецкого фашизма и японского милитаризма во Второй мировой войне, способствуют росту взаимопониманию между россиянами и другими народами.

5. Встречам ветеранов широко освещаются в российских и незаслуженно мало внимания им уделяют мировые СМИ. Так, в праздновании 60-летия Победы в 2005 году в Мурманске побывало почти 300 участников конвоев. В торжествах по случаю 75-летия прихода первого конвоя в Архангельск и Северодвинск прибыли ветераны, послы и представители дипломатических миссий США, Великобритании, Канады, Исландии, Новой Зеландии, Австралии, Польши, Нидерландов, Франции. Британскую делегацию возглавляла дочь королевы Елизаветы II принцесса Анна. В 2021 году во встрече приняли участие представители официальных структур Великобритании и Норвегии. Общение же с ветеранами конвоев из – за пандемии коронавируса осуществлялось в форме телемоста.

Практически постоянным участником встреч с ветеранами Арктических конвоев был ветеран Великой Отечественной войны, юнга Соловецких островов Борис Владимирович Давыдов (на фотографии 2016 года он в первом ряду второй слева). В 2021 году он участвовал в этой встрече по телемосту. Одним из моряков, обеспечивавших проводку Арктических конвоев, был юнга Северного флота, рулевой – сигнальщик эскадренного миноносца "Гремящий", писатель – маринист Валентин Пикуль, отразивший воспоминания о погибших товарищах в стихотворении "Маш мертвых команд", и завершивший его словами

Отбой... Вновь уходим в глубины:

Отсеки телами запрудив,

Ложимся опять под турбины

И падаем возле орудий.

Но, если внукам придется с врагом

Сойтись в решающей мести,

Ждите нас – мы снова всплывем,

Но уже с кораблями вместе.

Капитан 1 ранга в отставке Александр Яковлев

* * *

А это КСТАТИ

P.S.

1. Принцесса Анна (полное имя Анна Елизавета Алиса Луиза, род. 15.08.50.), мать – хранительница яхтсменов Британского Содружества наций, Адмирал Королевского флота.

2. PQ-17 вышел в море из Исландии 27 июня 1942 года. 35 транспортов (из них 2 советских), 3 спасательных судна и 2 танкера. 22 судна были американские, многие бывали в Мурманске. Эскорт состоял из 6 эсминцев, 2 кораблей ПВО, переоборудованных из больших сухогрузов и оснащенных крупнокалиберными зенитными орудиями, 2 подводных лодок, 11 корветов, а также 10 минных тральщиков и сторожевых кораблей, переоборудованных из тральщиков. Дальнее прикрытие осуществляли 4 крейсера и 3 эсминца, два линкора, авианосец, два крейсера и 12 эсминцев. Кроме того, были организованы две завесы подводных лодок. Казалось бы, были созданы все условия для того, чтобы отразить крупную немецкую атаку.

Конвой, транспортировавший 150 тыс. тонн грузов, не был обнаружен до 1 июля. Первые воздушные атаки начались на 2 июля. При этом в море вышли линкор "Тирпиц" тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер", несколько эсминцев и броненосцев. Первые потери конвой понес 3 июля от авиаударов. Однако судьбу конвоя решила телеграмма, предписывавшая крейсерской группе его покинуть, а транспортам рассеяться и следовать в советские порты поодиночке.

Операция немцев "Ход конем" предполагала полный разгром одного из конвоев, который заставил бы союзников отказаться от использования маршрута. Жертвами немецких подлодок и авиации стали 22 транспорта и 2 вспомогательных судна. Из 300 самолетов, которые везли транспорты, оказались потеряны более 200; из 600 танков – 430. Из более чем 4.200 грузовиков уцелело 900. Было потеряно две трети всех грузов.

Разгром конвоя привел к тому, что арктический маршрут на некоторое время перестал действовать. Следующий конвой отправился в советские порты только 2 сентября.

Чтобы оценить значение этого перерыва, нужно вспомнить, о каких месяцах идет речь. Немецкие войска прорвали советский фронт на юге. Танковые колонны двигались к Волге и Кавказу. Началась Сталинградская битва. Естественно, такой поворот событий вызвал недовольство советской стороны.

"Приказ Английского Адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несет несравненно более серьезные потери", – писал Сталин Черчиллю 23 июля.

Капитан 1 ранга в отставке Александр Яковлев

Поделиться в соцсетях