Круглый стол на тему: "Содействие защите прав и свобод российских ветеранов войны, вооруженных конфликтов и военной службы. Социальная и правовая поддержка ветеранов"

Опубликовано Редакция - ср, 05/30/2018 - 20:58

Результаты заседания Круглого стола на тему: "Содействие защите прав и свобод российских ветеранов войны, вооруженных конфликтов и военной службы. Социальная и правовая поддержка ветеранов"

24 мая 2018 года

г. Калуга

24 мая 2018 г. Общероссийская общественная организация ветеранов "Российский Союз ветеранов"  в городе Калуге провела заседание Круглого стола, посвященного  защите прав и свобод российских ветеранов войны, вооруженных конфликтов и военной службы. На обсуждение были вынесены вопросы правовой защиты ветеранов и поиск путей  улучшения условий их жизни в современной сложной политической и экономической ситуации,  в которую попала наша страна после введения санкций со стороны Европейских государств и Америки.

В работе Круглого стола приняли участие представители органов государственной власти Калужской области, включая заместителя председателя Законодательного собрания г. Калуги, 12 представителей министерств и ведомств Калужской области, депутат законодательного собрания Дроздова Т.И., представители более 50 общественных и ветеранских организаций, 18 участников  волонтерского движения молодежи и студентов. Работу Круглого стола освещали средства массовой информации: телекомпании "НИКА TV", "ТV Калуга",  "Радио Калуга" и ряд местных газет и журналов. На  заседания выступили представители  Министерства социального развития области,  Агентства по медицинскому страхованию области, МВД и мэрии г. Калуга.

Заседание началось с вноса знамени Калужского регионального отделения РСВ в сопровождении почетного караула и гимна Российского Союза ветеранов.

Открыл заседание Круглого стола заместитель председателя Российского Союза ветеранов генерал – майор Романенко В.И.

Модератором  Круглого стола выступил профессор полковник Новиков О.П.

Круглый стол проводился 24 мая 2018 г. с 11.00 до 14.00 в зале заседаний Правительства Калужской области, по адресу: г. Калуга, Дом Правительства, 7-й этаж, Зал заседаний.

С приветствием от Председателя Российского Союза ветеранов генерала-армии Моисеева М.А. к участникам Круглого стола обратился заместитель председателя Российского Союза ветеранов генерал–майор Романенко Владимир Иванович. Он передал, от Российского Союза ветеранов участникам заседания пожелание успешной работы и делового освещения конкретных проблем ветеранов Калужской области и консолидации усилий самих ветеранов по их решению.

В ходе заседания заместитель председателя РСВ генерал-майор Романенко В.И. выполнил почетную миссию и от имени Председателя Российского Союза ветеранов генерала-армии Моисеева М.А., вручил ветеранам, активно участвующим в работе ветеранских организаций, памятные награды Российского Союза ветеранов и тепло поблагодарил их за работу по организации ветеранского движения.

Заместитель председателя Российского Союза ветеранов генерал–майор Романенко В.И., слева - модератор Круглого стола, профессор, полковник Новиков О.П.

Далее было предоставлено слово докладчику - заместителю председателя Российского Союза ветеранов генерал-майору Романенко В.И.

* * *

Доклад

Заместителя Председателя Российского Союза ветеранов генерал-майора В.И.Романенко на круглом столе в Калужской региональной организации Российского Союза ветеранов  24 мая 2018 г. на тему: "Содействие защите прав и свобод российских ветеранов войны, вооруженных конфликтов и военной службы. Социальная и правовая поддержка ветеранов".

С момента окончания Великой Отечественной войны повышение качества жизни ветеранов и инвалидов войны было и остается одной из приоритетных задач государства. Государство тем самым компенсирует издержки, обусловленные выполнением долга по защите Отечества и исполнением воинских обязанностей. Гражданско-правовые институты, возникшие в годы Великой Отечественной войны и получившие развитие после ее окончания, давали фронтовикам и членам их семей необходимые гарантии соблюдения прав и законных интересов, связанные с тяготами и лишениями фронтовой жизни.

Отношение к ветеранам со стороны государства в некоторые исторические периоды было несправедливым, но в целом оно находилось на высоком уровне, что обусловливалось их особенной ролью в общественно-политической системе. Наделение ветеранов и особенно инвалидов особым статусом началось в первые военные годы, учитывали тяжелую военную ситуацию и большое количество раненых в этот период. Им выплачивалась пенсия, инвалидам войны предоставлялись раз­личные льготы: работающим сохранялась пенсия независимо от размера зарплаты, они в первую очередь обеспечивались жилплощадью. Зарплата и пенсия инвалидов в сумме равнялась среднему заработку квалифицированного рабочего, что существенно укрепляло бюджет семьи. Кроме пенсий и пособий семьи военнослужащих получали налоговые льготы, льготы по квартплате, в случае гибели на фронте военнослужащих за его семьей сохранялись на время войны все предоставлен­ные ранее льготы.  

Несмотря на тяжелые условия, государство прилагало немало усилий, чтобы удовлетворить необходимые материальные, духовные потребности участников и инвалидов войны, а также обеспечить их некоторым уровнем доходов и снизить нагрузки на государственный бюджет. В отношении последних государство разработало целый комплекс реабилитационных мероприятий, особенно в области трудоустройства. Кроме того, руководством страны были внесены изменения и дополнения в существовавшие нормы трудового права. Наиболее значимыми для трудовых правоотношений инвалидов войны являлись постанов­ления СНК СССР от 6 мая 1942 г. "О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны", в соответствии с которым им предоставлялось пре­имущественное право на трудоустройство во всех государственных и кооперативных предприятиях. Система мероприятий по трудовому устройству и обучению инвалидов позволила вернуть более 80% инвалидов к общественно-полезной трудо­вой деятельности.

В военное время расширилась и улучшилась организация медицинской помощи инвалидам Параллельно с госпитальным лечением большое значение приобрело восстановительное лечение тяжелораненых и больных воинов. В связи с этим были приняты акты о создании стационарных и поликлинических лечебных учреждений для оказания инвалидам войны специализированной ме­дицинской помощи, восстановления утраченной трудоспособности, проведения лечения в специ­альных санаториях и курортах, организации отдыха.

После окончания войны государством принимается комплекс мероприятий по дальнейшему улучшению пенсионного обеспечения и материально-бытового обслуживания инвалидов. Так, закон 1945 г. "О демобилизации старших призывных возрастов личного состава действую­щей армии" обязывал местные органы власти тру­доустраивать, а также обеспечивать их жильем и топливом. Этим же законом предписывалось Всесоюзному банку финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк) выдавать нуждавшимся демобилизованным ссуды на строительство и восстановление жилых домов со сроком погашения от 5 до 10 лет.

Постановлением СНК СССР от 1 августа 1945 г. "О сохранении налоговых льгот демобилизованных из Красной Армии и членов их семей" освобождались от военного налога, как сами де­мобилизованные, так и члены их семей. За ними сохранились льготы по сельскохозяйственному налогу. Льготы по налогу на холостяков, одино­ких и малосемейных граждан продлевались на один год со дня демобилизации военнослужащего.

Принимались меры по жилищному устройству военнослужащих и членов их семей. Наркоматам и ведомствам надлежало передавать в распоряжение исполкомов местных Советов 10% всей жилой площади во вновь выстроенных и восстановленных домах, для заселения исключительно нуждавшихся в жилье демобилизованных, семей военнослужащих, инвалидов войны и се­мей погибших воинов. Необходимо отметить, что эта норма действовала вплоть до распада СССР.

На практике, конечно же, не всегда получалось реализовывать все законодательные инициативы. Экономика военного времени существенно ограничивала возможности государства и не позволяла создать благоприятные условия для всех демобилизованных, впрочем, как и другим социальным группам.

Ветеранский вопрос в послевоенный период и вплоть до начала 1960-х гг. решался в русле принятой тогда политической доктрины. Именно  по  этой  причине в  стране в  связи  с  известными сокращениями Вооруженных  Сил сначала  на  1 млн. 200 тыс. человек, а  затем еще  на  600 тысяч  возникла  необходимость  создания  ветеранской  организации,  которая  стала бы  защитницей  социальных прав и гарантий увольняемых  военнослужащих. Как  известно  инициаторами создания Советского Комитета ветеранов войны стали Маршалы  Победы  Жуков Г.К. и Василевский В.М., который первым и возглавил Организацию. 

С наступлением политической "оттепели" социальная защита фронтовиков вышла на новый уровень. В СССР стала складываться та система льгот и привилегий, которая закономерным образом выделила ветеранов войны и превратила их в особую социальную группу. Это было обусловлено как существенными положи­тельными сдвигами в экономике государства, а также такими политическими соображениями, как получение необходимой поддержки со сто­роны ветеранов для реализации важных государ­ственных задач, а также укрепление связей между обществом и военными.

Только 20 лет спустя после окончания войны в 1965 г. День Победы был объявлен государственным праздником и стал отмечаться мас­штабно. Следует также отметить произошедшее изменение с термином "ветеран". Слово "ветеран" стало укреплять свои позиции начиная с середины 1970-х гг., когда были учреждены ме­дали "Ветеран Вооруженных Сил" и "Ветеран труда", по мере того как "фронтовиков" стано­вилось все меньше, "ветеранов" становилось все больше.

Мероприятия по социальной защите участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также членов их семей получили свое дальнейшее развитие. Пенсионное обеспечение, материально-бытовое обслуживание в сочетании с многочисленными льготами и преимуществами, предоставленными инвалидам войны, гарантиро­вали им надежную социальную защиту. Ветераны войны получили внушительный набор привиле­гий по уходу за здоровьем, жилью, транспорту, налогам, пособию, получению бесплатного автомобиля с бесплатным обслуживанием и оплатой за ГСМ Ветераны получили право на бесплат­ный проезд в общественном транспорте, путевки на санаторно-курортное лечение, на установку телефона. Они стояли первыми в очереди на по­лучение квартиры или постройку дома, что было самой большой привилегией в Советском Союзе. Таким образом, ветераны ВОВ стали обладать наиболее весомым статусом по сравнению с дру­гими социальными группами. 

В соответствии с постановлением Совета Ми­нистров РСФСР от 14 сентября 1981 г. "О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" велся персональный учет этой категории ветеранов, и принимались меры к их первоочередному обслуживанию всеми видами материально-бытовой помощи.

С начала 1990-х гг. в связи с политическими событиями в стране и последовавшей за этим социально-экономической нестабильностью в вопросах социальной защиты ветеранов увеличивался разрыв между заявленными гарантиями и реальной практикой. Существующие льготы можно было охарактеризовать как "бумажные льготы".

Современной России по-новому пришлось выстраивать государственную политику в отно­шении ветеранов как особой категории пожилых людей. Ее начало было положено принятием в 1995 г. федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ФЗ-№ 5) "О ветеранах". В нем были определены основные принципы и механизмы по обеспечению участников и инвалидов ВОВ социальными гарантиями через "создание условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе при предоставлении им дополнитель­ных прав и определенных льгот". Ветеранами Великой Отечественной войны были признаны лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (далее – период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за  службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Согласно ФЗ, социальное обеспечение ветеранов предусматривает целую систему помощи ветеранам, включая льготы по пенсионному обеспечению, при выплате пособий, получении ежемесячной денежной выплаты, оплате коммунальных услуг и т.д. Независимо от вида жилищного фонда они имеют льготы по по­лучению и содержанию жилых помещений.

Мы с удовлетворением отмечаем, что на всех этапах своей славной истории одной из главных задач нашей общественной ветеранской Организации была и остается социальная защита ветеранов  и членов их семей.

При этом Организация, прежде всего, стремилась утвердить в общественном сознании убеждение, что забота о ветеранах является нравственным долгом общества и государства.        

Отрадно, что в настоящее время меняется  отношение руководства страны к оценке места и роли общественных институтов и ветеранских организаций в решении задач социальной сферы.

Создана и активно действует Комиссия  при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов. Велика роль Российского организационного комитета "Победа" при непосредственном руководстве Президента страны.

Российский Союз ветеранов осуществляет постоянное взаимодействие с Госдумой и Советом Федерации, Минобороны, Минтруда, Минздравом и рядом других законодательных и исполнительных структур государственной власти, а также правозащитными и правоохранительными органами.

Мы активно сотрудничаем с благотворительным фондом "Память поколений" и Военно-мемориальной компанией.

Более результативным стало взаимодействие между региональными  отделениями  Организации и руководящими структурами регионов.

В настоящее время Российский Союз стремится использовать весь арсенал форм и методов, предусмотренных действующим законодательством для социально-экономической поддержки ветеранов и членов их семей.

Только в этом году Российский Союз ветеранов вносил свои предложения по усилению мер  по их социальной защите на заседаниях Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов, Российского организационного комитета "Победа" и его рабочих группах, Совета по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей при Совете Федерации,  Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, Общественной Палаты Российской Федерации и ряда других федеральных структур.

Было отмечено, что в целом государственные органы и органы местного самоуправления выполняют обязательства по защите законных прав ветеранов и членов их семей.       

Однако ряд социальных проблем, с учетом новых уровней инфляции (потребительских цен), требуют своего решения.

Были приняты конкретные предложения по их решению, часть которых в последующем была включена в "Рекомендации по итогам заседания Совета по социальной защите военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей при Совете Федерации" по тематике социального обеспечения участников боевых действий и вооруженных конфликтов.

В соответствии с данным документом  Правительству Российской Федерации, в частности, рекомендовано обеспечить ежегодную индексацию с учетом уровня инфляции (потребительских цен), предусмотренную федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306 – ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставления им отдельных выплат":

размеров месячных окладов по должности и воинскому званию, что повлечет увеличение размеров пенсий граждан, уволенных с военной службы;

ежемесячной денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, в случае получения ими в период военной службы увечья или заболевания, повлекшего стойкую утрату трудоспособности;

ежемесячной денежной компенсации членам семьи военнослужащего, погибшего (пропавшего без вести) при исполнении им обязанностей военной службы.

Документ содержит также конкретные рекомендации по социальной защите ветеранов боевых действий:

  • обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета независимо от даты постановки на учет;
  • компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%;
  • освобождение (в том числе и членов их семей) от уплаты земельного налога и налога на имущество физических лиц в отношении квартиры, комнаты и жилого дома;
  • увеличение размера единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения исходя из общей площади 36 квадратных метра (как и ветеранам войны) и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.

Российский Союз ветеранов с удовлетворением воспринял данные рекомендации.

В то же время Российский Союз ветеранов полагает, что на 2018 год, наконец, состоится установление 100 процентного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. (сейчас он составляет около 70 процентов). Это будет справедливо и пока еще не поздно.

По данным Минобороны, общая численность военных пенсионеров данных категорий составляет около 37 000 человек.

Российский Союз ветеранов отмечает также, что назрела необходимость принятия новой редакции закона "О ветеранах". Закон претерпел столь многочисленные корректировки, что стал затруднителен для понимания и практического применения даже для светил юриспруденции.

НЕОБХОДИМО особо отметить, что для более полного и качественного решения задач социальной защиты ветеранов, наряду с другими целями ветеранского движения,  назрела настоятельная необходимость  объединения ведущих общероссийских ветеранских организаций в единую Организацию – Союз ветеранов России.

Защита ветеранов как приоритетного направ­ления государственной социальной политики по­зволила вернуть ветеранам их высокий статус и положение, частично утраченные в первые годы становления российской государственности. Осу­ществляется широкий спектр мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономи­ческое благополучие и моральную поддержку ветеранов, уважение в обществе, а также на пре­доставление им мер социальной поддержки. Ве­теранов бесплатно лечат как во всех бюджетных учреждениях здравоохранения, так и в специаль­ных госпиталях ветеранов войн. К тому же все ветераны имеют право раз в год бесплатно про­ходить полное медицинское обследование. При необходимости они обеспечиваются бесплатным протезно-ортопедическим оборудованием Очень серьезное внимание в последнее время обраща­ется на оказание адресной медицинской помощи инвалидам или ветеранам войны на дому. Также могут рассчитывать на бесплатный проезд во многих видах транспорта. За послед­ние три года в России суммарный ежемесячный размер материального обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны вырос более чем в три раза.

В последующем  руководство страны и регионов озаботилось необходимостью поднять на новый уровень социальную политику по отношению к ветеранам  и  повышения ка­чества жизни ветеранов и завершения многолетней программы по предоставлению им жилья.

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает наличие соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти. В настоящее время делами ветеранов в России занимается около трех десятков министерств и ведомств, что свидетельствует о разрозненности и нескоординированности в социальной политике обеспечения, которая затруд­няет отстаивание права ветеранов, в то время как порядка в 50 развитых странах мира социальная защита ветеранов находится в ведении Министерства по делам ветеранов. В системе органов ис­полнительной власти РФ штатное подразделение по делам ветеранов имеется только в Министер­ства обороны РФ. Эта структура решает очень узкие вопросы, не располагая при этом достаточным бюджетом. В последние годы научными и общественными деятелями, членами общественных организаций, в том числе и общественно-политическими партиями активно обсуждается вопрос о создании подобной государственной структуры и в Российской Федерации.

Следует отметить, что в современной России социальная защита ветеранов военных действий приравнивается к различным видам материальной и денежной помощи. Упускается из виду, что понятие "социальная защита" комплексное, не следует забывать и о духовной составляющей. В национальных интересах России сохранить и укрепить важные для государства нравственные ценности патриотизма, долга, чести, ответствен­ность за судьбу страны, верность героическим и духовным традициям наших предков и памяти о павших за наше Отечество.

Таким образом:

1. Статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.

2. С точки зрения структуры правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из общей части, относящейся к правовому статусу гражданина России; специальной части, представляющей собой совокупность общих для всех категорий ветеранов мер социальной поддержки; особенной части, характеризующей правовое положение ветеранов определенной категории; единичной части, включающей в себя особенности правового положения конкретного ветерана.

Как  известно, Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) "О ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016), этим законом  введены  категории  ветеранов.

С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда Федеральным законом "О ветеранах" установлены следующие категории ветеранов:

- ветераны Великой Отечественной войны;

- ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы;

- ветераны государственной службы;

- ветераны труда.

Из этого следует, что обобщая категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством, безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий. В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства, общества. Таким образом, оценивается вклад каждого, внесенный в обеспечение процветания страны.

Важно, что в законе приводится не только систематизация ветеранов по отдельным группам, но и последующее распределение среди них всего набора социальных гарантий и компенсаций, их качественная и количественная составляющая. Такая дифференциация отвечает требованиям комплексного разрешения возникающих проблем и целенаправленных действий в интересах ветеранов с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение.

Деление ветеранов по категориям обосновывается также учетом их интересов во всех отраслях социальной сферы, что предполагает осуществление социальной поддержки различных категорий на основе: обеспечения практической реализации законных интересов, равенства их прав и возможностей, в том числе при получении различной поддержки со стороны государства; выявления индивидуальных нужд и потребностей в услугах, предоставляемых социальной сферой; адресности при предоставлении социальной помощи и обслуживания с приоритетом содействия ветеранам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; обеспечения информированности всего населения о положении ветеранов в обществе, правовых гарантиях и возможностях их жизнеобеспечения. Но  в  целом данный  закон  устарел  и  требует  своего  переиздания.

Сегодня  мы  также  должны  констатировать, что ПРАВИТЕЛЬСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  своим РАСПОРЯЖЕНИЕМ  от 5 февраля 2016 г. № 164-р МОСКВА утвердило  Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.

Этой  стратегией,  в  частности,  указывается, что граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие Российской Федерации, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются создателями значимой части материальных благ, активно участвуют в процессах социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений.

Конституция Российской Федерации и базирующиеся на ее основе федеральные законы, нормативные правовые акты, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации не содержат каких-либо норм дискриминации по возрасту. Напротив, законодательство Российской Федерации всемерно стимулирует интеграцию и участие граждан старшего поколения в общественной жизни.

Подготовка Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия) обусловлена складывающимися демографическими тенденциями старения населения Российской Федерации и необходимостью определения новых государственных и общественных целей и задач в отношении граждан старшего поколения и общества в целом.

Одной из ключевых задач Стратегии должно стать создание общества для всех возрастов, включая формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, проявление заботы о таких гражданах и оказание им необходимой помощи. Именно сейчас возникает потребность не только в определении направлений государственной политики, касающейся оказания помощи гражданам старшего поколения, их семьям, социальным институтам, взаимодействующим с указанной категорией граждан, но и активного вовлечения граждан старшего поколения в жизнь общества.

Стратегия разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста" 5 августа 2014 г. в целях координации деятельности государственных и общественных институтов для решения существующих проблем граждан старшего поколения.

Для целей Стратегии с учетом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно относятся:

- граждане с 60 до 64 лет - это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;

- граждане с 65 лет до 80 лет - это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь и социальные услуги;

- граждане старше 80 лет - это, как правило, люди имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи.

Направления реализации Стратегии нацелены на граждан старшего поколения различных возрастных групп независимо от места их проживания, активности в обществе, нуждаемости в помощи и поддержке, а также на их семьи, лиц, обеспечивающих им поддержку и уход, юридических лиц, оказывающих помощь гражданам старшего поколения.

Стратегия содержит цели, задачи, направления государственной политики, реализация которых должна улучшить качество жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечить более эффективное использование их потенциала и участие в жизни общества.

Стратегия разработана на период до 2025 года.

Первый этап ее реализации запланирован на период с 2016 до 2020 года.

По итогам первого этапа реализации Стратегии будет проведен комплексный анализ результатов реализации плана мероприятий Стратегии, утвержденного Правительством Российской Федерации, на предмет достижения поставленных в Стратегии задач, целей и результатов. При необходимости цели, задачи и направления Стратегии будут скорректированы с учетом проведенных мероприятий.

Второй этап реализации Стратегии запланирован с 2020 до 2025 года.

Реализация приоритетных направлений Стратегии, а также плана мероприятий Стратегии не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Контроль за ходом реализации Стратегии осуществляется координационным советом, создаваемым при Правительстве Российской Федерации с участием общественных организаций.

На основе опыта и анализа работы по социальной поддержке ветеранов во многих региональных организациях РСВ мы хотели бы обратить Ваше  внимание на основные позиции которые должны быть в каждом регионе:

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, обеспечение жилыми помещениями, оплату коммунальных услуг, медицинское обслуживание.

Реализация мероприятий по социальной поддержке ветеранов - это комплекс мер, осуществляемый органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, жилищной политики, социальной защиты населения.

Социальная поддержка ветеранов всегда была и остается одним из наиболее приоритетных направлений деятельности соответствующих государственных структур любого Региона страны.

Для этого должны быть определены численные параметры количества ветеранов в каждом регионе страны.

Должно быть точно определено сколько в регионе:

- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны;

- членов семей погибших (умерших) ветеранов;

- ветеранов труда;

- инвалидов войны;

-участников боевых действий войн и конфликтов.

Должны быть определены Ежемесячные пожизненные стипендии.

Выплата ежемесячных пожизненных стипендий – это мера социальной поддержки, которая закрепляется региональным законом о социальной поддержки отдельных категорий граждан проживающих в данном регионе. Список лиц, которым выплачивались пожизненные стипендии утверждаются распоряжением региональной  государственной администрацией.

Ежемесячная денежная выплата

Меры социальной поддержки предоставляются ветеранам войны в соответствии с Законом № 5-ФЗ и Законом региона России "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории региона".

Ветераны войны, имеющие федеральный статус получают ежемесячную денежную выплату, включая набор социальных услуг, через отделение Пенсионного фонда РФ по региону:

  • для инвалидов войны в пределах 5000 рублей;
  • для участников Великой Отечественной войны 3700 - 4000 рублей;
  • для ветеранов боевых действий 2500 - 3000 рублей.

Ветераны войны, имеющие региональный статус, получают ежемесячную денежную выплату через региональные органы социальной защиты.

Выплаты ко Дню Победы 9 мая

Ежегодно ко Дню Победы из региональных бюджетов ветеранам войны может  выплачивается разовая денежная помощь.          

В некоторых регионах существует Единовременная материальная помощь, которая осуществляется по соглашениям о помощи одних регионов другим.

К примеру в рамках реализации Соглашения между Правительством Москвы и Правительством Севастополя о предоставлении целевого межбюджетного трансферта выплачена единовременная помощь в связи с годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов в размере 5000 рублей 2945 ветеранам Великой Отечественной войны на общую сумму 14188,81 тыс. рублей.

Выплата социальных пособий, компенсаций, предоставление льгот

Все ветераны войны имеют право на снижение по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в зависимости от статуса, к которому они относятся (снижение в размере 50%, 75% или 100% в пределах нормативов потребления).

Предприятиями - поставщиками услуг осуществляется:

- компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

- компенсация за льготный проезд  льготников

Улучшение жилищных условий

При проведении сверки списков и обследований условий жизни ветеранов и инвалидов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, выявлены нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с Государственной программой "Жилище" ежегодно выделяются квартиры ветеранам войны.

Компенсации стоимости на проведение капитального ремонта жилых помещений ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, в том числе:

- замена аварийных газовых плит и водонагревателей ветеранам войны;

- чествование ветеранов войны;

- социальная поддержка инвалидов в рамках государственной программы "Доступная среда" с охватом семи основных направлений жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями: культура, спорт, транспорт, образование, здравоохранение, социальная защита и информации.

Предоставление социальных услуг ветеранам войны на базе подведомственных учреждений социального обслуживания.

Создание и функционирование интернет-портала

В рамках программы развития системы социальной защиты населения для информирования ветераново работе Департамента и его подведомственных учреждений, о правах отдельных категорий граждан на меры социальной поддержки в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации должен быть создан интернет портал региона.

Обучение основам компьютерной грамотности

Государственная услуга по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию оказывается в рамках Программы содействия занятости населения.

Оздоровление

В регионе оказание медицинской помощи ветеранам отечественной войны должно быть  приоритетным направлением.

В каждой медицинской организации, подведомственной Департаменту, назначены персональные ответственные за проведение диспансеризации ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним категорий граждан (далее - ветераны). Департаментом здравоохранения постоянно ведется мониторинг реализации мероприятий по диспансеризации и медицинского обслуживания ветеранов.

Диспансеризация,  медицинская помощь, оперативное лечение по имплантации интраокулярных линз ("хрусталиков").

Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов. 

Первоочередность амбулаторного приема ветеранов должно быть организовано врачами и специалистами во всех лечебных учреждениях. Плановая госпитализации, патронаж на дому одиноких тяжелобольных и маломобильных ветеранов.

Большинство ветеранов в силу возраста являются маломобильными или нетранспортабельными, в связи, с чем оказанию медицинской помощи данной категории граждан на дому уделяется приоритетное и повышенное внимание.

Должно быть обеспечено оформление ветеранам войны в первоочередном порядке медицинских заключений для проведения социального обслуживания, выдача справок на санаторно-курортное лечение при отсутствии противопоказаний.

Должно быть организовано первоочередное обеспечение ветеранов всеми необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015.

Во внеочередном порядке ветеранам медицинскими организациями оформляются направления на оказание высокотехнологической и специализированной медицинской помощи.

Правовая поддержка ветеранов

Ветераны Великой Отечественной войны относятся к категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

Обозначенные вопросы требуют нашего пристального внимания и выработки рекомендаций по их решению. Приглашаю участников Круглого стола к обсуждению. По итогам обсуждения будут выработаны рекомендации.

* * *

После доклада заместителя председателя  Российского союза ветеранов генерал-майора Романенко В.И., прозвучали выступления представителей ветвей власти Калужской области и видных представителей общественности, лидеров и руководителей ветеранских организаций.

Депутат Законодательного собрания Дроздова Татьяна Николаевна.

На заседании выступила  заместитель Министра труда и социальной защиты Калужской области Романова Татьяна Валерьевна. Она остановилась на состоянии социального обеспечения ветеранов в Калужской области и на его недостатках. Общим итогом выступления стало – недостаточное социальное обеспечение ветеранов.

На заседании выступил помощник сенатора Груздева от "Ассоциации Юристы России", его Калужского отделения Матвеев Александр Вячеславович. Он остановился на действующем законодательстве и роли юристов Калужской области в отстаивании прав ветеранов.

Далее выступил руководитель Центра реабилитации Калужской региональной организации воинов-афганцев  Изъянов Александр Данилович.

Он рассказал о работе и существующих проблемах Центра, о действующем законодательстве в области медицинского обеспечения в Министерстве Обороны Российской Федерации, пояснил основные положения действующего законодательства о медицинском обеспечении ветеранов, также пояснил возможности по использования военных реабилитационных центров для  ветеранов войны, вооруженных конфликтов и военной службы. Остановился на выплатах ветеранам, получившим военную травму, согласно Постановлению Правительства России № 505.

Ветераны задали  ему вопросы о сегодняшних возможностях и готовности Центра к выполнению видов медицинского обеспечения для ветеранов.  

Представитель КРО "Волонтеров Победы" Митрохин Артем рассказал участникам заседания о пилотном проекте о проведения более 70 мероприятий с ветеранами к Дню Победы.

Управляющий Фонда социального страхования Калужской области Иванченко Ольга Анатольевна остановилась на социальном обеспечении ветеранов по организации протезирования. Остановилась на особенности экспертизы ФЗ -178 и введении 10 категорий граждан России, при проведении протезирования.

К выступлениям подключился заместитель председателя Думы депутатов Калужской области полковник Одиночников Александр Владимирович, который остановился на проблемы трудоустройства ветеранов. Рассказал о проблемах ветеранов, отслуживших установленные сроки, прибывшими на территорию Калужской области и оказавшимися здесь не востребованными, при этом имея высокую профессиональную подготовку и организаторские способности. 

Выступление заместителя председателя КРО "Боевое братство" Болтунова Сергея Ивановича  и руководителя Климова  А.В. посвящено выполнению конкретных дел в обществе ветеранов. Остановился на проблемах с финансированием ветеранского движения.

О вопросах пенсионного обеспечения ветеранов МВД Калужской области выступила Шустова Нелли Викторовна, начальник пенсионного отдела УВД Калужской области.

О патриотическом воспитании молодежи выступил полковник Трусевич Виктор Николаевич. Вслед за ним выступил представитель организации ветеранов "Байконура" Чуриков Николай Иванович, председатель Обнинской городской организации ветеранов РСВ.

Председатель Калужского регионального отделения Российского Союза ветеранов Гунько Алексей Тимофеевич

Завершил  выступления ветеранов области Председатель Калужского регионального отделения Российского Союза ветеранов Гунько Алексей Тимофеевич.

Он тепло поблагодарил организаторов Круглого стола за внимание к ветеранам Калужской области и обещал наращивать усилия ветеранской организации по вовлечению ветеранов в общественную работу в решении социальных проблем. Он осветил проблемы, стоящие перед организациями ветеранов. Показал возросшую значимость и роль ветеранов в решении этих проблем. Поблагодарил руководителей ветеранских организаций за внимание к общим проблемам ветеранов. Поблагодарил руководителей и участников молодежных организаций, принимавшие активное участие в работе по подготовке и проведению Круглого стола в г. Калуге и отметил наиболее активных участников мероприятия.

В разговор включился профессор полковник Новиков Олег Пантелеевич, который ответил на критические замечания участников Круглого стола, ответил на вопрос о неравенстве оплаты российских и зарубежных ветеранов, остановился на необходимости более активного создания рабочих мест для ветеранов, прибывающих в регион после окончания службы.

Новиков О.П. остановился на потенциальных возможностях ветеранов, их подготовленности, организованности и рекомендовал им не ждать, а совместно с местными властями активно действовать в направлении создания новых рабочих мест для своих товарищей, создавать и реализовывать новые проекты в Калужской области. Новиков О.П.  предложил поддержать инициативы Президента России В.В. Путина по возвращению к духовности нашей многонациональной страны, к объединению интеллектуального, профессионального и патриотического потенциала государственных и ветеранских структур, активизации их совместной работы по развитию общечеловеческих ценностей, призвал к необходимости понимания нашей ответственности за произошедшее и происходящее в нашем обществе. Предложил ветеранам внедрять и развивать новые действенные направления по организации патриотического воспитания молодежи и студентов.

В ходе заседания, ветераны широко обсуждали доклад  заместителя председателя РСВ генерал-майора Романенко В.И. и выступления своих товарищей, задавали вопросы по новым изменениям в законодательстве, касающихся ветеранов и интересовались состоянием законодательства по финансовому обеспечению и налогам на ветеранов.

В заключение генерал-майор Романенко В.И. ответил на вопросы ветеранов, поблагодарил за высказанные критические замечания и деловые предложения и предложил вниманию ветеранов обобщенные Рекомендации Круглого стола. Предварительно ветераны рассмотрели предложенный проект Рекомендаций и внесли свои коррективы.

По итогам мероприятия разработаны Рекомендации для органов государственной власти Калужского региона и региональным общественным организациям ветеранов по высказанным мерам поддержки ветеранов.

Рекомендации Круглого стола были приняты единогласно с условием доработки по высказанным дополнениям в рабочем порядке.

* * *

Рекомендации "круглого стола" Российского Союза ветеранов на тему:

 "Защита прав, свобод, чести и достоинства российских ветеранов войны и вооруженных конфликтов. Социальная и правовая защита ветеранов"

24 мая 2018 года

г. Калуга

На заседании "Круглого стола" участники обсудили актуальные вопросы защиты прав, свобод, чести и достоинства российских ветеранов войны, боевых действий и вооруженных конфликтов. В ходе заседания рассмотрены актуальные социально-экономические проблемы ветеранов. С учетом этого участники "Круглого стола" отмечают, что в целом государственные органы и органы власти местного самоуправления выполняют обязательства по защите законных прав ветеранов – защитников Отечества.

Заметно улучшилось социально-экономическое положение участников и ветеранов Великой отечественной войны. Более целенаправленно осуществляется адресная помощь ветеранам и членам их семей по вопросам пенсионного обеспечения, получения жилья, социального обеспечения, медицинского обслуживания, увековечения памяти защитников Отечества, некоторым другим вопросам социально-правового характера.

Вынесение проблемы "Круглого стола" продиктовано следующими мотивами:

  • Необходимостью оказания помощи Президенту РФ и обществу в решении первостепенной задачи нашего государства – возвращению к духовности нашей многонациональной страны, поддержке национально ориентированных экономических и политических структур;
  • Целесообразностью объединения интеллектуального, профессионального и патриотического потенциала государственных и ветеранских структур;
  • Общим пониманием корпоративности и общечеловеческих ценностей и необходимостью оказания духовной, моральной, социальной и материальной помощи ветеранам;
  • Единым пониманием нашей ответственности за произошедшее и происходящее в нашем обществе.

Мы считаем главной задачей объединение  всех здоровых сил общества для участия в процессе создания в нашем обществе духовных ценностей.

Мы призываем всех, разделяющих нашу позицию и программу, принять совместное участие в возрождении духовности и нравственных ценностей.

Мы приглашаем государственные и общественные организации, представителей деловых кругов принять участие в реализации программ защиты чести и достоинства ветеранов и их социальной защищенности.

Задача состоит  том, чтобы разработать соответствующий механизм их реализации, который на законодательной и правовой основе позволит оперативно решать основополагающие проблемы ветеранов.

На данном этапе основными ориентирами этой деятельности будут являться положения Доклада "О проведении государственной политики  в отношении ветеранов" (разработанного по решению заседания РОК "Победа" № 39).

Однако ряд жизненно важных ветеранских проблем решаются органами власти неудовлетворительно, что вызывает недовольство  у части ветеранов и членов их семей, способствует созданию социальной напряженности в обществе.

С целью улучшения  социально-экономического положения ветеранов – защитников Отечества  участники круглого стола рекомендуют:

1. Государственной Думе

Осуществить законодательную реализацию:

-  предложения РСВ по внесению изменений в ФЗ "О ветеранах".

2. Министерству труда и социальной защиты РФ

- рассмотреть вопрос о возможности внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации в части совершенствования взаимодействия общественных объединений ветеранов с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при принятии решений по государственной поддержке ветеранов, в том числе предложения Российского Союза ветеранов по актуализации нового закона  "О ветеранах";

3.  Министерству здравоохранения РФ

- представить в Правительство РФ предложение по созданию сети организаций с государственным пожизненным обеспечением инвалидов войны, ветеранов боевых действий и военной службы преклонного возраста, оставшихся без попечения ближайших родственников;

- повысить доступность медицинской и лекарственной помощи гражданам, в том числе ветеранам, проживающим в сельской местности и труднодоступных районах, путем дальнейшего расширения сети фельдшерско- акушерских пунктов (ФАПов), амбулаторий, кабинетов врачей общей практики;

- обеспечить выписку лекарственных препаратов на курс лечения до  3-х месяцев для граждан достигших пенсионного возраста, инвалидам 1-й группы, а также гражданам, страдающим хроническими заболеваниями (в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н).

4. Министерству обороны РФ

- для граждан, состоящих на учете в медицинских учреждениях Минобороны обеспечить выписку лекарственных препаратов на курс лечения до 3-х месяцев гражданам достигших пенсионного возраста, инвалидам 1-й группы, а также гражданам, страдающим хроническими заболеваниями (по аналогии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н).

5. Органам государственной власти субъектов РФ

- рассмотреть возможность обеспечения жильем инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 января 2005 года, в приоритетном порядке;

-  продолжить работу по оказанию мер социальной поддержки в целях проведения ремонта жилых помещений, в которых проживают инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, не имеющие оснований для обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах";

- принять необходимые меры по приведению материально-технической базы госпиталей для ветеранов войн в соответствие с порядками оказания медицинской помощи;

- в субъектах Российской Федерации, в которых отсутствуют госпитали для ветеранов войн на базе областных (краевых, республиканских) медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, создать отделения для оказания медицинской помощи ветеранам (в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах"), предусмотрев порядок их маршрутизации на основании методических рекомендаций Минздрава России;

- в целях совершенствования социального обслуживания населения разработать региональные программы предусматривающие мероприятия по приведению стационарных организаций социального обслуживания в надлежащее состояние, ликвидации очередности в предоставлении социальных услуг как в стационарной форме социального обслуживания, так и на дому, развитию стационарозамещающих технологий и мобильных форм предоставления социальных услуг;

- активизировать работу по организации взаимодействия общественных организаций ветеранов и волонтерского движения в работе по оказанию помощи ветеранам;

6. Региональным отделениям Российского Союза ветеранов

- изучить и внедрить передовой опыт работы региональных отделений по вопросам социальной защиты ветеранов, в т.ч. издания регионального законодательства;

- в ходе подготовки к 75-летию Победы, ветеранским организациям во взаимодействии с молодежными организациями  и органами власти поддерживать в надлежащем состоянии  мемориальные комплексы, воинские захоронения, памятники и обелиски.  Оказывать содействие в работе поисковых отрядов, практиковать ежегодное весенне-летнее участие молодежных организаций в акции "Россия помнит каждого солдата".

Рекомендации высказанные и поддержанные ветеранами в ходе "Круглого стола":

  • Продолжить работу по консолидации ветеранов и ветеранского движения на примере работы КРО РСВ и "Боевого братства"   для более полного и качественного решения задач социальной защиты ветеранов.  
  • В ходе подготовки к 75-летию Победы, ветеранским организациям, во взаимодействии с молодежными организациями и органами власти, поддерживать надлежащим образом мемориальные комплексы, воинские захоронения, памятники и обелиски.  Поддерживать работу поисковых отрядов, практиковать ежегодное весенне-летнее участие молодежных организаций в акции "Россия помнит каждого солдата".
  • Поддерживать движение "Бессмертный полк", который начинает обретать все новые формы и содержание, требующие содействия со стороны ветеранского движения в части сохранения памяти о войне, патриотического воспитания молодежи, защиты чести и достоинства ветеранов и лиц старшего возраста;
  • В национальных интересах России сохранять и укреплять важные для государства и общества нравственные ценности: патриотизма, долга, чести, ответственности за судьбу страны, верности героическим и духовным традициям наших предков и памяти о павших за наше Отечество.

Голосовали единогласно.

По завершении работы Круглого стола, по команде генерал-майора Романенко В.И., Знамя Калужского регионального отделения Российского союза ветеранов, в сопровождении почетного караула, вынесли.

В работе Круглого стола приняли участие руководители 54 областных ветеранских организаций, представители СМИ и ветеранской общественности города Калуги и Калужской области, сотрудники центрального аппарата Российского Союза ветеранов, всего в работе Круглого стола приняли участие более 80-ти человек.

На этом работа Круглого стола была завершена.

После окончания работы Круглого стола состоялся обед для участников заседания.

Заместитель Председателя Российского Союза ветеранов генерал–майор В.И. Романенко

Поделиться в соцсетях