Методические материалы
по стратегии действий в интересах граждан старшего поколения
до 2025 года
Распоряжение от 5 февраля 2016 года №164-р. Ключевые цели Стратегии – устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия.
Документ разработан Минтрудом России в соответствии с поручением Президента России по итогам заседания президиума Госсовета о развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста 5 августа 2014 года (№Пр-2159 от 9 сентября 2014 года, подпункт «а» пункта 1).
Подписанным распоряжением утверждена Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года (далее – Стратегия).
Стратегией определяются цели, принципы, задачи и приоритетные направления государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения.
Ключевые цели Стратегии – устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия.
Приоритетные направления Стратегии:
- стимулирование занятости граждан пожилого возраста;
- повышение уровня их финансовой грамотности;
- обеспечение доступа граждан пожилого возраста к информационным и образовательным ресурсам;
- развитие современных форм социального обслуживания,
-совершенствование системы охраны здоровья, развитие рынка социальных услуг, защита прав граждан старшего поколения;
- формирование условий для организации досуга пожилых людей;
- применение дифференцированного подхода к определению форм социальной поддержки граждан старшего поколения.
Разделы государственной программы «Социальная поддержка граждан»:
1.Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан.
2.Модернизация и развитие социального обслуживания населения.
3.Совершенствование социальной поддержки семьи и детей.
Задачи подпрограммы "Старшее поколение":
- организация своевременного и в полном объеме предоставления мер социальной поддержки гражданам старшего поколения;
- обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным ресурсам;
- создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
- обеспечение для граждан старшего поколения безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания;
- организация своевременного и в полном объеме предоставления мер социальной поддержки гражданам старшего поколения;
- обеспечение доступа граждан старшего поколения к информационным ресурсам;
- создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами;
- обеспечение для граждан старшего поколения безопасных и комфортных условий предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания.
Число пожилых граждан в России растёт, и, по прогнозам Росстата, к 2021 году их доля в общей численности населения составит 26,7% (39,5 млн человек).
I. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к политике субъектов Российской Федерации
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (далее - Программа) и общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации определены исходя из следующих документов:
- Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года",
- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р,
- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики",
- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации",
- Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р,
- Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации",
- Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р,
- Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 г. N 1298-р,
- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 365; в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 346.
К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:
- повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
- обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации;(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 346)
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);(Абзац дополнительно включен с 9 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 346)
- модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания;(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 365.
- обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
- развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг путем создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создания прозрачной и
- конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развития взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства;
- совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям.
Общими требованиями к политике субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан являются обеспечение полноты и качества предоставления предусмотренных Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальных услуг и недопущение снижения их доступности для граждан. При предоставлении субсидий из федерального бюджета на софинансирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан необходимо наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, а также наличие утвержденного правовыми актами субъекта Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Абзац утратил силу с 12 апреля 2018 года - постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 365..
Абзац утратил силу с 12 апреля 2018 года - постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 года N 365.
Программа направлена на решение задач по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В рамках Программы предусмотрены мероприятия, итоговые показатели реализации которых достигаются путем реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на повышение качества жизни граждан.
Государственные программы субъектов Российской Федерации конкретизируют положения и направления развития сферы социальной поддержки и социального обслуживания граждан с учетом специфики условий и ресурсов соответствующего региона.
Программный подход к решению задач с позиции достижения целевых показателей доказал свою эффективность на практике и позволил оценить социально-экономические последствия реализации мер по социальной поддержке граждан и эффективность расходования финансовых средств.
II. Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
Сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий и малоимущих граждан (в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, включая льготы по оплате услуг связи, а также для организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг).
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов региональные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий населения (инвалиды, ветераны, семьи с детьми, дети в трудной жизненной ситуации,граждане старшего поколения и др.).
В рамках решения задачи по выполнению обязательств государства по социальной поддержке граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются мероприятия по следующим направлениям:
- организация обеспечения социальных выплат отдельным категориям граждан;
- внедрение системы социальных контрактов;
- совершенствование законодательства в области социальной поддержки отдельных категорий граждан.
В рамках решения задачи по повышению адресности при предоставлении мер социальной поддержки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются мероприятия, направленные на переориентацию деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляется государственная социальная помощь (в том числе на основании социального контракта).
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В рамках решения задачи по обеспечению потребностей граждан в социальном обслуживании органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются мероприятия по внедрению комплексного подхода к созданию многопрофильных современных учреждений социального обслуживания населения, повышению средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания населения и развитию рынка социальных услуг.Совершенствование работы по организации в субъектах Российской Федерации социального обслуживания граждан и обеспечению эффективного территориального планирования осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)".
В региональных дорожных картах предусмотрены мероприятия по доведению уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы по субъекту Российской Федерации.
При этом субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют динамику роста оплаты труда социальных работников в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N2190-р, исходя из бюджетных возможностей и достигнутого к 2012 году соотношения размера заработной платы социальных работников и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации, обеспечив при этом достижение целевого показателя (100 процентов) к 2018 году.
Координация Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации деятельности по оптимальному размещению организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утверждающим методические рекомендации по развитию сети организаций социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и обеспеченности социальным обслуживанием получателей социальных услуг (в том числе в сельской местности).
Координация деятельности субъектов Российской Федерации по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утверждающим рекомендации по предоставлению социально-медицинских услуг в форме социального обслуживания на дому ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Координация деятельности субъектов Российской Федерации по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1202 "О порядке осуществления координации деятельности по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и общего методического обеспечения проведения указанной оценки".
Для внедрения рыночных механизмов в систему социального обслуживания населения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и внедрены в практику работы социальных служб стандарты предоставления социальных услуг и реестры получателей социальных услуг.
В целях расширения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг, в субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия, направленные на поддержку деятельности негосударственных организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, и развитию государственно-частного партнерства.
В рамках решения задачи по созданию условий для повышения материального и социального положения граждан старшего поколения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации реализуются мероприятия, охватывающие все стороны жизнедеятельности граждан старшего поколения, направленные на активизацию участия в жизни общества, сохранение и развитие интеллектуального потенциала, в том числе обучение пенсионеров компьютерной грамотности, поддержание здоровья, расширение коммуникационных связей, организация культурного досуга и отдыха.
В рамках решения задачи по организации своевременного и в полном объеме предоставления мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, беременным женщинам и семьям, имеющим детей, а также внедрения механизма финансовой поддержки семей при рождении детей субъектами Российской Федерации реализуются мероприятия:(Абзац в редакции, введенной в действие с 9 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 года N 346.:
- по организации выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также предоставления материнского (семейного) капитала;
- по назначению нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. 3-го ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;по обеспечению подготовки и сопровождению замещающих семей, в том числе по созданию в каждом субъекте Российской Федерации служб профилактики социального сиротства и содействия семейному устройству детей-сирот, включая организационно-методическую поддержку их деятельности;
- по организации отдыха и оздоровления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- по развитию системы учреждений, оказывающих консультативную и психологическую поддержку семьям;
- по разработке и реализации комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В целях создания условий для повышения эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В рамках Программы субъектам Российской Федерации предоставляются:
- субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан;
- субвенции на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России";
- субвенции на выплату государственного единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений в соответствии с Федеральным законом "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней";
- субвенции на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
- субвенции на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей";
- субвенции на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;
- субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов в сфере социального обслуживания;
* * *
Полный текст Стратегии опубликован в материалах Правительства Российской Федерации, а также здесь >>>