На ростовском военном аэродроме "Военвед" состоялся праздник, посвященный 25-летию начала формирования смешанного авиаполка Внутренних войск МВД России

Опубликовано admin - ср, 09/23/2015 - 10:44

Командир ростовского авиационного полка внутренних войск полковник Виталий Шатило уверяет:

– Лётная работа – дело профессионалов, небо – не для дилетантов.

Подтверждая этот тезис, в Северо-Кавказском региональном командовании Внутренних войск уточнили, что у экипажей вертолётов и транспортных самолётов этого полка «самый солидный налёт во Внутренних войсках». Что, впрочем, логично: выполнять служебные задачи приходится в небе не самого спокойного региона страны. Сегодня в авиаполку четыре типа летательных аппаратов – вертолёты Ми-8, Ми-24, Ми-26 и транспортные самолёты «Ан-26». Авиация внутренних войск на ростовском военном аэродроме соседствует с техникой Министерства обороны. 

На счету летчиков, инженеров и техников авиаполка – сотни спасенных жизней и тонн перевезённых грузов, участие в операциях разведки и специального назначения. Золотыми буквами в летопись полка вписаны фамилии товарищей, не вернувшихся из боевых вылетов. Среди них – два Андрея, два майора, Анощенков и Орлов. Они успели спасти одиннадцать пассажиров из Ми-8, подбитого боевиками уже после посадки. Трагедия произошла в Ботлихском районе Дагестана. У вертолётчиков оставалось чуть больше минуты, чтобы отбежать от вертолета, но они до последнего помогали тем, кто был на борту. От вспыхнувшего топлива офицеры-вертолётчики получили ожоги, несовместимые с жизнью.

Ростовским авиаторам было присвоено высокое звание Героев России (посмертно).

Валерий Сипетин, газета Ростовской области "Наше время"

***

Ветеран Ростовского авиаполка Евгений Субботин освобождал заложников

Ветеран Ростовского авиаполка Евгений Субботин рассказал, как в мае 1994 года его экипаж освобождал заложников.

В Ростовском авиационном полку внутренних войск МВД России сегодня служит капитан Кирилл Субботин. Он командир экипажа вертолёта Ми-8, того самого, на котором в своё время летал его однофамилец - Евгений Субботин, ныне подполковник в отставке, кавалер ордена Мужества.

Из личного дела

Евгений Субботин.

Родился в 1953 году. Окончил Саратовское высшее военное авиационное училище и Сызранское высшее военное авиационное училище. Стаж службы в Вооружённых силах России 26 лет.

Командовал эскадрильей вертолётов Ми-8 на космодроме "Байконур". Один из тех, кто стоял у истоков формирования Ростовского смешанного авиационного полка внутренних войск МВД России, здесь служил командиром звена вертолётов Ми-8.

Участник боевых действий. Награждён орденом "За службу Родине в Вооружённых силах СССР" III степени, орденом Мужества, ведомственными медалями. Подполковник в отставке.

Женат. Трое детей.

В мае 1994 года ростовские вертолётчики приняли участие в операции по освобождению пассажиров рейсового автобуса "Владикавказ - Ставрополь", ставших заложниками террористов. Ветеран Ростовского авиаполка рассказал, как это было.

Повороты судьбы

- Евгений Борисович, редкое совпадение: два Субботиных, один и тот же вертолёт. В вашей лётной биографии много было подобных пересечений, таких сюрпризов судьбы?

- А жизнь вообще непредсказуема, такие преподносит сюрпризы, что нарочно придумать очень сложно. Разве мог я, например, предположить, что судьба двадцать пять лет назад сделает крутой вираж и я из мирного авиационного подразделения, занимавшегося обеспечением безопасности возвращавшихся с орбиты космонавтов, окажусь на Северном Кавказе? На Байконуре мы выполняли обязанности по охране космодрома - вполне мирные задачи. Во внутренних войсках только-только создавалась своя авиация. Новое назначение, новая часть. В сентябре 1990 года был сформирован наш Ростовский авиационный полк внутренних войск, а 18 февраля 1991 года мой экипаж уже летал в небе Ингушетии и Чечни. То раненых возили, то убитых. Скоро все наши полёты были настоящими боевыми вылетами...

- Риск стал почти привычным делом?

- До тех пор, пока нам не пришлось освобождать заложников. Событие чрезвычайное, оставило тяжёлую зарубку на душе. В начале 90-х годов была серия терактов на транспорте. В декабре 1993-го школьников захватили бандиты в Ростове-на-Дону, а через полгода в Минеральных Водах пассажиры рейсовых автобусов оказывались в заложниках дважды - в мае и в июле. И вот 26 мая 1994 года бандиты напали на пассажиров междугородного автобуса "Владикавказ - Ставрополь". В операции по освобождению заложников пришлось участвовать и моему экипажу.

- Как же вы, военный лётчик, оказались в эпицентре этого чрезвычайного происшествия?

- Мы работали в тот момент в городе Нальчике вместе с первым командующим войсками (тогда ещё Северо-Кавказского округа) Внутренних войск генерал-лейтенантом Юрием Косолаповым, который инспектировал дислоцированные там воинские части. За помощью обратились сотрудники МВД по Ставропольскому краю. Командующий отреагировал очень оперативно, задал лишь один вопрос: "Кто полетит?" Самыми опытными командирами экипажей у нас в полку на тот момент были майор Александр Гасан и я. Выбор пал на мой экипаж. Террористы потребовали: десять миллионов долларов, заправленный вертолёт с безоружным экипажем. Они же определили маршрут полёта - в сторону Чечни, где в то время царило полное беззаконие.

- Что испытали вы, увидев озверевших бандитов?

- Я не ожидал, что преступники, захватившие пассажиров автобуса, такие агрессивные. Потом понял, что они пьяны, а некоторые и вовсе под действием наркотического допинга. Все были в резиновых масках на головах, имитирующих свиные головы. Один снял маску и говорит: "Я Ибрагим, командовать здесь буду я".

Кирилл Субботин и Евгений Субботин

Взамен на наш экипаж (правым лётчиком у меня летал Леша Чинаров, бортовым техником был Толя Савчук) террористы обещали отпустить всех пассажиров рейса "Владикавказ - Ставрополь". Однако данное обещание преступники не сдержали: с собой в качестве живого щита они взяли пять человек из автобуса "Икарус", который по требованию преступников подъехал максимально близко к вертолётной площадке. В его салоне оставались пассажиры - школьники и несколько сопровождавших их родителей и педагогов. Под стволами автоматов пять заложников поднялись на борт, следом террористы занесли четыре большие клеёнчатые сумки с деньгами.

- Евгений Борисович, извините за наивный вопрос: а почему бездействовали сотрудники правоохранительных органов? Ну скрутили бы прямо у вертолёта бандитов, их же несколько человек всего было.

- Да, четверо. Но они были вооружены автоматами Калашникова и могли в любой момент открыть стрельбу по автобусу, а там дети. Условия террористы выдвинули жёсткие: деньги, вертолёт и никаких силовиков в радиусе прямой видимости. В 9 утра 26 мая мы вылетели. На борту пятеро заложников, четверо террористов и нас трое. Я знал, что за нами пять бортов должны полететь, и моя задача - продержаться в воздухе. Впереди было несколько посадочных площадок, контролируемых внутренними войсками. Но до них надо ещё долететь, а градус нервозности накалялся с каждой минутой. В дудаевской Чечне, граница с которой была уже близко, ничего хорошего, как вы понимаете, ни нас, военных лётчиков, ни заложников не ожидало. Прямо за моим командирским креслом Ибрагим тоже заметно нервничал. В какой-то момент его совсем переклинило. Он, передёрнув затвор, стал угрожать, что расстреляет одного из членов экипажа. Я решил блефовать. Мол, если не пойдём на вынужденную посадку сейчас же (из-за якобы вышедшей из строя гидравлической системы), вертолёт станет неуправляемым и рухнет на землю. Смотрю, внизу среди густого леса отличная поляна. Сели без выключения двигателей. Бандиты похватали свои тюки с долларами и бегом из вертолёта. Вдруг кто-то из них заметил в небе посланные нам в помощь "вертушки". Ибрагим с земли жестами показывает: "Взлетай!" - и с остальными обратно бежит к вертолёту. На то, чтобы подняться в небо, - несколько секунд. Я - ручку от себя, винт наклонил и вертолёт прямо на них повёл. Они, конечно, не ожидали. Если прямо над тобой взлетает вертолёт, то вихревые потоки от его винтов буквально прижимают человека к земле, на ногах трудно устоять. Бандиты попадали, мы через них - и в небо. Прошло всего несколько минут полёта - новая напасть: бортмеханик сообщил, якобы бандиты что-то оставили в салоне. Толя Савчук говорит: "Слышу, тикает, возможно, мина!" Передаю в эфир, что у нас экстренная посадка. Блистера открыли, и вместе с гражданскими - быстрей из машины. Отбежали. Ждём пять минут, десять, пятнадцать - тишина...

- И что дальше было?

- Оказалось, это бандиты забыли две свои работающие радиостанции. Момент был очень напряжённый. Через несколько минут подоспели наши "вертушки", была слышна стрельба. Полчаса не прошло, как взяли всех преступников. Спецназовцы из группы "Альфа" очень профессионально сработали. Мы потом приземлились на ту же поляну, где были разоружены террористы. Метров на 50 вокруг она была вся засыпана денежными купюрами. Ни у кого из нас даже не возникло мысли наклониться и поднять хотя бы одну из этих бумажек. Совесть и честь дороже.

- Евгений Борисович, вы уже почти двадцать лет на пенсии, но говорят, что в авиации бывших не бывает.

- До сих пор снится простор, какой открывается на высоте даже из тесной кабины вертолёта. Давно на пенсии, но бываю у коллег на аэродроме. Вот посидел в том самом вертолёте, и кажется, что не заканчивалась моя лётная карьера. Приятно, что и наш винтокрылый труженик Ми-8 по-прежнему в строю. Поговорили с его нынешним командиром, моим тёзкой Кириллом Субботиным. Оказалось, что одно и то же лётное училище закончили, в Сызрани. Правда, каждый в своё время. У нас часто повторяют: "Взлёт труден, полёт приятен, посадка непроста". Я бы добавил к этим словам одно лишь пожелание - чтобы служба была без чрезвычайных происшествий!

Татьяна Межанова, еженедельник "Аргументы и Факты" № 33 12/08/2015 АиФ - Ростов

Фото: Александр Барабашов (АиФ)

***

Ветеран ростовского авиаполка Внутренних войск Герой России Валентин Анатольевич Падалка вспоминает о своём полёте с террористами

23 декабря 1993 года террористы захватили в заложники целый класс учеников школы № 25 Ростова-на-Дону. Бандиты требовали 10 миллионов долларов за освобождение детей. Одними из героев трагедии оказались лётчики Валентин Падалка и Владимир Степанов.

Владимир Степанов давно переехал в Краснодарский край. А Валентин Анатольевич Падалка по-прежнему живёт в Ростове.

Из личного дела Валентина Падалки

Полковник ВВС, Герой Российской Федерации (1994).

Родился 7 апреля 1960 года в хуторе Задонский Ростовской области. Окончил Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков. Был в Афганистане, принимал участие в ликвидации последствий спитакского землетрясения в Армении, участник обеих чеченских кампаний.

Сегодня - лётчик-испытатель на Роствертоле.

- Валентин Анатольевич, вам довелось побывать в разных горячих точках, но самый опасный рейс начался на донской земле...

-  В Ростов я перевёлся незадолго до событий, о которых идёт речь. Был назначен командиром вертолётной эскадрильи. Радовался, что поближе к родителям буду. Думал, дома как-то спокойнее. А видите, как вышло.

23 декабря 1993-го был совершенно обычный день. Приехал утром на аэродром. Полётов тогда у нас не было, в планах только теоретические занятия с личным составом. Рутина, одним словом. В полдень меня попросили выйти на аэродром. Представьте: огромная открытая площадка и где-то вдалеке маленький автобус. Сначала я вообще не обратил на него внимания. И вдруг кто-то из руководства, кивнув в ту сторону, мне тихо говорит: "Террористы захватили в заложники школьников. В автобусе 15 детей, учительница и то ли четверо, то ли пятеро бандитов. Требуют вертолёт, чтобы лететь в другую страну. Грозятся убить заложников, если их условия не выполнят".

В общем, оказалось, что мне как командиру надо подобрать вертолёт и экипаж, который должен полететь с заложниками и террористами. Куда? Куда террористы укажут. Вроде бы в Иран. Бред какой-то. Вертолёт дальние расстояния только с дозаправкой преодолевает. Я оказался в тупике. Как человек военный, привык действовать чётко, по инструкции. Если отправлять экипаж, то надо путь до мельчайших подробностей расписать, поставить конкретную задачу. А тут сплошная неизвестность.

- И поэтому вы вызвались добровольцем?

- Ну а что было делать? Самые сложные задачи всегда решает командир. Да и погода была сложная для полётов. Хоть и 20 лет прошло, а я помню всё, будто вчера было. С самого утра туман и гололёд, всё обледенело. Поразмыслил и сказал командованию, что полечу сам. А тут Володя Степанов тоже вызвался добровольцем. У меня прямо камень с души упал. Он пилот опытный, да и решать по ходу вдвоём легче. Ситуация-то, прямо скажем, жуткая. И что взбредёт в голову этим бандитам, неизвестно.

На аэродроме уже милиция, группы захвата, различные чиновники, но они в стороне, чтобы из автобуса видно не было. Постоянно созывались какие-то совещания, долго не могли выбрать вертолёт. Они же все разные. В итоге решили взять обычный транспортный. Его при помощи тягача вывезли из ангара. Один из бандитов осмотрел салон, и только потом подъехал автобус прямо дверь в дверь с вертолётом. Детей перегнали в салон воздушного судна, потом мы с Володей подъехали.

- Как вас пропустили в вертолёт?

- Бандиты обшарили нас и только после этого впустили. Я тот момент никогда не забуду. Это была первая встреча с детьми. Я зашёл, а в меня вонзилось несколько десятков глаз. И в каждом взгляде испуг, растерянность, просьба о помощи. Но разве мог я тогда им чем-нибудь помочь? Одна только мысль в голове как заноза: "Хоть бы всё хорошо закончилось".

"Летим в Минеральные Воды", - приказал, как я понял, главарь террористов. И полетели. В Минеральных Водах выясняется, что бандитам нужны деньги. 10 миллионов долларов. И опять начались длительные переговоры. Время будто замерло. Наши говорят, что быстро такую сумму привезти не могут, бандюги нервничают, кричат, угрожают расправой. А мы с детьми тем временем мёрзнем в вертолёте: тепло ведь в салоне только при запущенном двигателе. Ребята жмутся друг к другу, губы у всех синие...  

А тогда за его спиной сидели дети, которых он обязан был спасти (фото из личного архива)

В общем, через какое-то время деньги доставили. Все 10 миллионов. В пяти мешках. И половину заложников террористы согласились тут же отпустить. Встал вопрос: куда лететь дальше? И тут Казак (кличка главаря банды. - Ред.) нам с Володей решил свои карты открыть. Подходит ко мне и показывает точку на карте. Выяснилось, что в другую страну они лететь не собирались. Это был как бы отвлекающий манёвр, чтобы сбить правоохранительные органы с толку. Пока их искали бы в одном направлении, террористы планировали спрятаться там, где их никто не нашёл бы.

В 100 километрах от Минеральных Вод их на машинах должны ждать подельники. "Нас надо высадить там в промежутке с 12 ночи до 5 утра. Место мои ребята обозначат горящими факелами. Ты только отвези нас туда. А я тебе заплачу", - пообещал Казак. Ну и я, чтобы войти в доверие, решил изобразить этакого хапугу. "Хочу полмиллиона", - говорю. Вы бы видели, как террористы обрадовались. Поняли, что меня можно купить. Мешки разрывают, пачки денег достают и к нам в кабину несут...

- Не боялись, что они вас там убьют? Вряд ли им нужны были свидетели.

- Я об этом не думал. И я, и Володя мысленно искали выход из, казалось, безнадёжной ситуации. И не находили. Помогла случайность. Бандитов в том месте никто не ждал. Казак из вертолёта вышел, бегает по округе растерянный. "Ты не туда нас привёз!" - кричит на меня. Я давай ему объяснять, что место то же, что и на карте. Я же профессионал, в таких вопросах не ошибаюсь. И тут выясняется, что напарник Казака ошибся и неправильно указал координаты. Главарь бандитов в такую ярость пришёл, что избил до полусмерти виновника своей неудачи прямо на глазах детей. Пришлось возвращаться обратно в Минеральные Воды.

После того инцидента у террористов созрел новый план: приказали отвезти их в Хасавюрт. Потом, уже на суде, я узнал, почему выбор пал на этот город. Там родился Муса Алмамедов (так звали Казака на самом деле). Он знал в этом городе каждую улочку, каждый закуток и надеялся, что сможет скрыться с деньгами. Мы согласились отвезти их туда, но за это потребовали ещё денег и отпустить оставшихся детей. Они наши условия приняли.

- Но планам террористов не суждено было сбыться...

- Мы решили рискнуть и вместо Хасавюрта высадили их в Махачкале. Выбрали окраину, поэтому они не сразу поняли, где находятся. А сами - обратно на аэродром в Минеральные Воды. Посадили вертолёт. Я вышел из кабины и... потерял сознание. Сказались бессонница и напряжение. Очнулся, а надо мной врач и ещё какие-то люди. От них узнал, что в незнакомом населённом пункте бандитов вскоре задержали.

- А вскоре вас наградили.

- Да, мы с Володей стали Героями России. Это было, конечно, памятное событие. Но главное, что все остались живы. А те четыре дня, когда нам каждую секунду угрожала смерть, навсегда останутся со мной...

Кристина Ткачеваеженедельник "Аргументы и Факты" № 51 17 декабря 2014 года

 

Поделиться в соцсетях