Три встречи с Зоной

Опубликовано Редакция - чт, 10/07/2021 - 13:42

О том, что Индийский океан как район несения боевой службы - это Зона, я узнал когда в звании старшего лейтенанта к/с попал служить на 8-ю оперативную эскадру ВМФ. И с ней у меня было три встречи.

Первая

Маршрут: Моздок – Экватор – Моздок 

Продолжительность - чуть более суток

Июнь 1968 года. У меня, слушателя 3-го курса третьего факультета Военного института иностранных языков завершалась летняя экзаменационная сессия. Подготовку к экзамену по тактике Советской Армии прервала команда "готовиться к полету". Форма одежды повседневная: х/б, сапоги, пилотка. Направление – Экватор. Полет на Ту-95 РЦ с экипажем морских летчиков Северного флота. Обычно они летали над нейтральными водами Атлантического и Тихого океанов и обходились без переводчиков.

 

Задача нынешнего полета - отработка предстоящего в сентябре поиска в экваториальных широтах возвращающегося со второй космической скоростью и приводняющегося в Индийском океане космического аппарата, а также наведение на него кораблей 8-й ОпЭск. Переводчик должен был обеспечить четырехкратное пересечение  границы Ирана, а главное операцию по дозаправке над горными хребтами этой страны топливом. Задача непростая, поскольку при дозаправке командиры переходят на межсамолетные переговоры, и он лишается возможности общения с землей. Самолеты же сближаются на опасное расстояние, что не может не вызвать ажиотаж на земле.

Так все и получилось. Несмотря на попытки перед началом операции объяснить диспетчерам, что им предстоит увидеть на экранах локаторов с началом сближения самолетов, в эфире началось: "Русские, что вы делаете? Вы с ума сошли! Опасно сближаетесь! Разобьетесь!"

По завершении дозаправки и передачи мне связи я извинился перед диспетчерами и еще раз объяснил произошедшее в воздухе. В дальнейшем мы вышли в район барражирования, установили радиосвязь с кораблями 8 ОпЭск, наблюдали их по кильватерному следу, отработали учебный поиск спускаемого аппарата и повернули на север. На подходе к иранской границе вновь объяснял диспетчерам на сей раз то, каким образом мы, вылетев накануне из Москвы, возвращаемся в Москву, но уже с юга.

 

То была первая встреча с Зоной и заочное знакомство с 8-й ОпЭск ВМФ. В память об этом событии храню грамоту, подписанную Главнокомандующим ВМФ СССР адмиралом флота Советского Союза Сергеем Георгиевичем Горшковым.

Вторая

Маршрут: Бендер - Аббас – Бербера – Мапуто – Луанда – Лагос

Продолжительность – три месяца

По окончании ВУЗа и распределении на Черноморский флот я три года "оморячивался" на берегу, изучая ВМС стран НАТО по материалам радиоперехвата и печати их кораблей, изредка совершая выходы в Средиземное море. В сентябре 1973 года командир заявил, что я  "засиделся" на берегу, и объявил о моем назначении на 8-ю ОпЭск ВМФ.

Это соединение было сформировано в 1967 году для обеспечения программы космических исследований Луны, а также поиска и подъема космических объектов, приводнявшихся в Индийском океане. В состав эскадры входили корабль управления "Семен Челюскин", танкер "Ахтуба" и лесовозы, переоборудованные в экспедиционно-океанографические суда "Апшерон", "Баскунчак", "Даурия", "Диксон", "Донбасс", "Севан", "Тамань", "Ямал". Последние были оснащены радиотехнической аппаратурой поиска космических объектов, средствами их подъема, а также вертолетными площадками для базирования вертолетов Ка-25пн.

В сентябре 1968 года эскадра во взаимодействии с самолетами ТУ-95 РЦ авиации Северного флота провела операцию по обнаружению и эвакуации из Индийского океана космического корабля "7К-Л1" № 9, который в открытой печати именовался "Зонд-5". В сентябре 1970 года под руководством контр-адмирала Александра Александровича Трофимова она успешно обнаружила и в течение шести часов после приводнения доставила в Бомбей  космический корабль "7К-11" № 14, именовавшийся "Зонд-8".

На этом полеты "Зондов" были завершены, однако корабли эскадры выполняли другие задачи. В месте дислокации - на Троцкой стенке Севастопольской бухты и на кратковременных выходах в Черное море они проводили систематические тренировки космонавтов по действиям в местах вынужденного приводнения, а также испытания космической и спасательной техники. В Индийском океане оперативный отряд эскадры демонстрировал Военно-морское присутствие СССР и информировал население региона об СССР и советском образе жизни.

Организация выполнения последней задачи возлагалась на выпускника ВИИЯ 1965 года капитан – лейтенанта Бориса Красковского. Он с ней справлялся, готовил доклады в Центр и делился опытом этой работы на совещаниях офицерского состава в Севастополе. Корабли эскадры совершали деловые заходы в порты стран индийско-океанского региона для пополнения запасов пресной воды, топлива и продовольствия, а  также отдыха личного состава. Каждый заход предварялся заявкой в адрес властей соответствующего порта на поставку всего необходимого и организацию отдыха моряков. На эскадре подбирались журналы, художественная литература и кинофильмы на языках страны посещения, а также сувенирная продукция, предназначенные для вручения и демонстрации посетителям кораблей. Готовились стенды наглядной агитации, выступления коллективов художественной самодеятельности и спортивные команды. Пятерки моряков, сходивших не берег на экскурсии и в увольнение, изучали установленный набор фраз на языке страны пребывания или на пиджин инглиш. Особое внимание уделялось приведению в порядок их формы одежды и отработке правил поведения в иностранном порту.

Наиболее часто корабли эскадры посещали порты Эритреи, Сомали, Кении, Танзании, Мозамбика, Сейшельских островов, Мадагаскара, Ирака и Ирана. Благодаря регулярным заходам у жителей портовых городов этих стран сложились добрые отношения с советскими моряками. Они буквально рвались пообщаться с относившимися к ним по-братски европейцами и посетить корабли эскадры. Смотрели фильмы, рассматривали стенды с фотографиями о жизни в СССР, с удовольствием угощались русской национальной кухней, принимали сувениры и забирали печатную продукцию.

В сентябре 1973 года на исходе пятого месяца очередного пребывания на боевой службе Борис Красковский подхватил какую-то экзотическую болячку, справиться с которой не мог даже флагманский доктор, и был эвакуирован самолетом через иранский Бендер - Аббас на Родину. Таким образом мне пришлось подхватить выпавшее из его рук знамя информационной работы среди жителей индийско-океанского региона. Эскадра встретила меня усеченным составом: ее покинули танкер "Ахтуба" и корабль управления "Семен Челюскин", штаб переместился на ЭОС "Апшерон", а срок пребывания кораблей в Зоне подходил к завершению.

Личный состав с нетерпением ждал возвращения на Родину. Однако надеждам не суждено было сбыться. 6 октября вспыхнула очередная арабо—израильская война, Суэцкий канал забросали минами, и кораблям предстояло заменяться, идя в обход Африканского континента. Их крайний маршрут пролег через заходы в сомалийскую Берберу, мозамбикский Мапуто, ангольскую Луанду и нигерийский Лагос. И везде проводилась информационная работа по установившейся схеме.

По возвращении в Союз эскадра получила новое место базирования - так называемую 2-ю площадку на озере Донузлав в 27 километрах севернее Евпатории. Офицерским и мичманским семьям были предложены отдельные квартиры в только что отстроенном доме поселка городского типа Ново-Озерный. Вскоре стало известно, что судьба 8-й ОпЭск вскоре изменится коренным образом. В 1974 году ее корабельный состав был сведен в 3-бригаду поисково-спасательных кораблей, продолжавшую испытания космической и поисково-спасательной техники, учебно-методические сборы по обеспечению подготовки космонавтов, а также выходы в Средиземное море и Индийский океан. Штаб же вместе с наименованием 8-й ОпЭск был переброшен на Дальний Восток, где возглавил объединение боевых кораблей Тихоокеанского флота, направлявшихся на боевую службу в Зону.

Третья

Севастополь – Ормузский пролив – Севастополь

Продолжительность - один месяц

Военные операции США против Ирака "Щит пустыни" и "Буря в пустыне" в 1990–1991 годах, перманентное нагнетание напряженности на севере Аравийского полуострова беспокоили руководство Российской Федерации как правопреемницы развалившегося СССР. Российские корабли, в том числе ЭОС "Тамань" 3-й бригады ПСК отслеживали ситуацию в этом районе. В июне 1992 года срок пребывания "Тамани" на боевой службе заканчивался, и ему на смену готовился корабль с офицерами штаба 8-й ОпЭск, возвращавшимися после отпусков через Севастополь в Зону.

Воспользовавшись возможностью побывать на кораблях ставшей в свое время родной 8-й ОпЭск, я в роли корреспондента Центральной телерадиостудии Минобороны РФ вышел в море на ЭОС "Тамань". То было время активизации пиратства у берегов Сомали и в Аденском заливе, то есть на нашем маршруте. Для противодействия нападению по корме нашего обычно безоружного судна были установлены и отстреляны в первые дни похода 12,7-мм станковые крупнокалиберные пулеметы ДШК.

Однако наш переход до точки встречи с ЭОС "Севан" в Ормузском проливе прошел благополучно, без каких-либо встреч с пиратами, и, пересев на "Севан", я вскоре возвратился в Севастополь, а затем и в Москву. В прибывшем со мной багаже были материалы для радиостудии "Славянка" и Всемирной службы Московского радио: интервью офицеров штаба 8-й ОпЭск, командиров и представителей всех категорий личного состава кораблей. Итогом этой встречи с Зоной стала статья "Хождение за три моря", вышедшая в декабрьском номере журнала "Морской сборник".

Капитан 1 ранга в отставке Александр Яковлев

Поделиться в соцсетях