В Калининграде проходит ХIII Международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова.

Опубликовано admin - пт, 10/16/2015 - 10:21

В этом году ХIII Международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова работает в Калининграде.

Российский Союз ветеранов в числе его организаторов, к которым относятся правительство Калининградской области, Министерство культуры, Министерство обороны РФ, "Росвоенцентр" при Правительстве Российской Федерации, Союз кинематографистов РФ. Нынешний кинофорум посвящён 70-летию Великой Победы.

В работе фестиваля принимают участие председатель жюри игрового кино, член Российского Союза ветеранов, народный артист России Михаил Иванович Ножкин, народные артисты Алина Покровская, Александр Голобородько, Александр Пятков, Борис Клюев, Юрий Назаров, Игорь Лифанов, Сергей Маховиков, Игорь Угольников, Милан Цислер (Чехия), съемочная группа фильма "Батальон", мама воина-пограничника Евгения Родионова - Любовь Родионова, кинематографисты из Белоруссии и Украины, Германии, Китая и Сербии, заместитель председателя Российского Союза ветеранов генерал-майор Владимир Иванович Романенко.

Проведение фестиваля в год 70-летия Победы в городе, где Юрий Озеров закончил войну и работал в комендатуре города – символично. Именно здесь молодой майор принял решение стать кинорежиссером, чтобы рассказать всю правду о самой страшной войне ХХ века.

В рамках Всероссийской "Программы патриотического воспитания граждан страны на 2011 – 2015 гг." нынешний фестиваль стал особо масштабным и доступным для всех категорий зрителей.

В шести конкурсных программах – игрового кино "БОЕВАЯ ДЕСЯТКА", телевизионно-художественного "СЕРИАЛ", документального "БИТВА ЗА ЖИЗНЬ", короткометражного "АКМ", детско-юношеского "СОКОЛЕНОК" и ретроспективного кино "СОЛДАТЫ СВОБОДЫ" - принимают участие исполнители ролей, кинорежиссеры, композиторы, художники, критики и писатели, в том числе зарубежные гости. Всего представлено около 60 новых фильмов, которые идут кинотеатрах "Заря", "Победа", в Балтийском федеральном университете имени И. Канта, школах, детских домах и интернатах.

Международный фестиваль военного кино имени Ю.Н.Озерова функционирует в России и Европе с 2003 года. Это первый в стране и Европе фестиваль, поднявший тему патриотизма.

За 12 лет он работал в крупных российских городах – трижды в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Чебоксарах, Рязани, Брянске, Туле, Севастополе при активной поддержке правительств республик, краев и областей.

Обладателями приза "Золотой меч" в разное время стали не только народные артисты страны – Владимир Наумов, Марлен Хуциев, Василий Лановой, Никита Михалков, Кирилл Лавров, Вячеслав Тихонов, Владимир Бортко, Карен Шахназаров, Александр Сокуров, Александр Михайлов, Инна Макарова, Людмила Хитяева, Алина Покровская, Лариса Голубкина, Николай Губенко, Сергей Никоненко, Сергей Безруков, Светлана Ходченкова, композитор Евгений Дога, операторы лауреаты Премии "Оскар" И. СлабневичВ. Юсов – более 100 человек, но и зарубежные кинематографисты – Барбара Брыльска, Олав Любошенко, Петр Войтович (Польша), Оливер Стоун (США), Давид Буннерс и Оливер Хиршбигель (Германия), Радослав Владич (Сербия), актрисы Ван Дзя, Цю Линь, режиссер-постановщик Ан Лан (Китай) и многие другие.

Сегодня, в условиях международных санкций, Калининград – точка внимания всего западного мира.

Все показы и выступления для зрителей Калининграда и близлежащих городов традиционно являются бесплатными.

Я. Н. (по информации пресс-службы фестиваля)

Сайт фестиваля >>>


 

Юрий Озеров: Летописец Великой Победы

Среди кинематографистов советской эпохи Юрий Николаевич Озеров занимает особое место. Он творил в жанре военно-политической эпопеи, старясь максимально точно передать не экране атмосферу самой страшной войны, которую пережила наша страна. Его фильмы – это сочетание документальных фактов, точное воспроизведение исторических и бытовых реалий, и вместе с тем высокий эстетический уровень картины в целом. Можно утверждать, что военные киноэпопеи Юрия Озерова стали не только частью золотого фонда советского кино, но и художественным памятником тем далеким годам.

 Андрей Пуминов

 

Семья Озеровых относится к столичной артистической интеллигенции. Отец знаменитого режиссера, Николай Николаевич, был выдающимся тенором Большого театра, народным артистом и известным педагогом. Мать, Надежда Ивановна, происходила из дворянского рода, была актрисой, но оставила сцену ради семьи и детей. Всем болельщикам страны были хорошо известны интонации и вошедшие в поговорки фразы спортивного комментатора, теннисиста и актера Николая Николаевича Озерова, младшего брата Юрия. В доме Озеровых бывали выдающиеся деятели искусства, часто происходили домашние концерты. Вопреки семейным традициям, у Юрия проявился талант не к музыке или пению, а к рисованию. Он окончил художественную школу, но решил все-таки посвятить себя не живописи, а сцене. В 1939 году Юрий Озеров стал студентом режиссерского факультета Института театрального искусства им. Луначарского (впоследствии переименованного в ГИТИС). Однако учиться ему довелось недолго. Юрий был призван в армию и служил рядовым связистом, а с началом войны был прикомандирован к Генеральному штабу. После окончания краткосрочных офицерских курсов при Академии им. Фрунзе он получил первое офицерское звание. Юрий Озеров принимал участие в битве под Москвой, в составе 1 и 4 Украинских фронтов дошел до Карпат, затем воевал в Польше (2 и 3 Белорусский фронты), в звании майора, принимал участие в штурме Кенигсберга. По словам Озерова, во время боя за Кенигсберг он дал себе слово: когда-нибудь снять кино обо всем увиденном и пережитом.

Возвратившись в студенческую аудиторию, майор Озеров увидел вчерашних школьников, смотревших на мир совершенно по-другому, чем он. Переход с режиссерского на театроведческий факультет ничуть не улучшил эту ситуацию. После недолгих размышлений Озеров поступил во ВГИК на курс И. Савченко. Выпускники этого курса стали гордостью советского кинематографа: среди соучеников Ю. Озерова были Александр Алов, Владимир Наумов, Марлен Хуциев, Сергей Параджанов. Именно этому поколению довелось открыть новую страницу отечественного кино. "Тени забытых предков", "Весна на Заречной улице", "Застава Ильича", "Легенда о Тиле", "Бег", "Тегеран-43" - эти и другие фильмы учеников Савченко можно охарактеризовать как поиски своего стиля и индивидуального художественного взгляда. В отличие от них, творческая манера Озерова была консервативной и достаточно монументальной. Окончив ВГИК в 1951 году, Ю. Озеров стал работать на студии Мосфильм. В 1952 году он дебютировал видовым фильмом о Никитском ботаническом саде, снятым на редкую по тем временам цветную пленку В 1953 году молодой режиссер снял документальную ленту о цирке "Арена смелых", получившую приз на Венецианском фестивале. Далее последовал фильм-концерт " В праздничный вечер", в котором принимали участие легендарные исполнители того времени (Ойстрах, Рихтер, Коган и др.). Первым игровым фильмом Ю.Озерова стал "Сын" (1955) с восходящей звездой Леонидом Харитоновым, в 1958 году вышла картина "Кочубей", посвященная событиям Гражданской войны, а в 1959 – советско-албанский фильм "Фуртуна", действие которого разворачивалось в Албании времен Второй мировой войны. Особняком в этом ряду стоит советско-чехословацкая лента "Большая дорога" (1962 г.), посвященная Ярославу Гашеку и снятая в типичной для этого писателя гротескно-иронической манере.

Все эти ленты были лишь прологом к тем фильмам Юрия Озерова, которые принесли ему всемирную славу. Толчком к их созданию стал лауреат премии Оскара-1963 американский фильм "Самый длинный день", рассказывавший о Втором фронте без упоминания событий, происходивших к востоку от него. После разговора в Политбюро Озеров получил госзаказ на создание цикла фильмов, посвященных победе СССР над фашизмом. Шестисерийная эпопея создавалась по сценариям Ю. Бондарева и О. Курганова при участии кинематографистов многих стран. Первый фильм, "Огненная дуга" (1970), был посвящен Курской битве (хотя и снимался под Переяславом-Хмельницким). Одновременно с ним был показан и второй фильм эпопеи,"Прорыв", описывающий события войны от операции под Харьковом до Тегеранской конференции. Следующие три части "Освобождения", вышедшие в прокат в 1971 году, были посвящены операции "Багратион", битве под Берлином и последним дням войны. И в те времена, и в наши дни Ю. Озерова обвиняют в излишней пафосности и официозе. Однако при этом следует учитывать, что у монументального жанра имеются свои особенности. Невозможно также отрицать, что в своей киноэпопее Юрий Николаевич впервые отошел от сложившихся штампов и сумел избежать плакатности и шаржирования. В эпопее детально представлен образ Сталина, впервые (хотя и в эпизоде) показан Власов, достоверно изображены Гитлер, Муссолини и другие исторические персоналии, а роль Жукова (в те времена еще находившегося в опале) стала своеобразной визитной карточкой Михаила Ульянова.

Продолжая военную тематику, в 1976 году Ю.Н.Озеров снял фильмы "Солдаты свободы", рассказывающий об освобождении стран Европы от фашизма, "Битва за Москву" (1985) и "Сталинград" (1989), а также телесериал о Второй мировой воне "Трагедия века" (1993). Особняком среди военных картин знаменитого режиссера стоит лента "Ангелы смерти" (1993) – история фронтовой любви на фоне сражений. Кроме того, следует отметить два снятых Озеровым документальных фильма – о Спартакиаде -1979 ("Баллада о спорте") и об Олимпиаде-80 ("О спорт, ты мир"). Последней работой режиссера стал документально-художественный фильм "Великий полководец Жуков" (1995), основанный на материалах его предыдущих работ. Юрий Николаевич Озеров ушел из жизни 15 октября 2001 года. Он покоится на Введенском кладбище Москвы.

Интернет >>>

Поделиться в соцсетях