17 июля 2016 года в России ежегодно отмечается День авиации Военно-Морского Флота и в этот же день в 2016 году морской авиации России исполнилось 100 лет.
100 лет назад, в 1916 году, четыре российских самолета с авианосного судна "Орлица" провели воздушное сражение над Балтийским морем с четырьмя германскими самолетами. Два вражеских самолета были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши самолеты вернулись без потерь. День первой победы морских летчиков на отечественных гидросамолетах в воздушном бою над морем и стал днем рождения не только морской авиации Балтийского флота, но и всей морской авиации России.
Именно в это день в Доме офицеров Балтийского флота города Калининграда состоялась встреча, посвященная этой знаменательной дате, на которой произошла презентация журнала члена Союза писателей и журналистов России корреспондента газеты "Страж Балтики", капитана 1 ранга в отставке Сергея Александровича Гурова "Морская авиация Балтийского флота".
Заведующая библиотекой Дома офицеров Балтийского флота Светлана Тихоновна Колбанева
Встречу вела заведующая библиотекой Дома офицеров Балтийского флота Светлана Тихоновна Колбанева.
Первому рассказать о действиях морской авиации и о своем участие в Великой Отечественной войне было предоставлено полковнику в отставке Борису Дмитриевичу Глыбину.
Ветеран Великой Отечественной войны полковник в отставке Борис Дмитриевич Глыбин
Борис Дмитриевич сказал, что начал службу в Красной Армии с октября 1940 года. Тогда он поступил в школу связи при Ейском военно-морском авиационном училище, которое окончил в октябре 1941 года в звании младшего лейтенанта и в декабре 1941 года был направлен на службу в авиацию Северного флота. В войне участвовал в качестве командира радиовзвода 41-й роты связи, потом - командира радиовзвода и начальника радиостанции 36-й роты связи 9-го гвардейского минно-торпедного авиаполка 5-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии. Принимал участие в освобождении городов Петсамо и Киркенес и войну окончил войну в звании лейтенанта. После войны служил на Балтийском флоте. В 1968 году, уволившись в запас, работал в райвоенкомате Октябрьского района города Калининграда, а с 1970 года старший инспектор по кадрам в отделе вневедомственной охраны управления внутренних дел города Калининграда.
И ещё он поведал о подвиге лётчика авиации Северного флота дважды Героя Советского Союза Софонова. Борис Дмитриевич, будучи на связи с лётчиками, слышал их переговоры. Сафонов сбил несколько самолётов, потом, после слов "Мотор", связь прекратилось. Его самолёт упал в море.
С большим интересом слушали ребята о жизненном и боевом пути ветерана. Нелегко досталась нашей стране победа, он говорил о своих погибших друзьях, и о том дне, когда они услышали весть о Победе.
Слева направо: сын танкиста, участника штурма Кёнигсберга, московский гость Георгий Фёдорович Топорин, капитан 1 ранга в отставке Сергей Александрович Гуров, участник Великой Отечественной войны в составе морской авиации Северного флота, председатель Совета ветеранов Северного флота, полковник в отставке Борис Дмитриевич Глыбин, участник боевых действий капитан 2 ранга запаса Михаил Павлович Пузик
Выступивший автор журнала "Морская авиация Балтийского флота" капитан 1 ранга в отставке Сергей Александрович Гуров сказал, что в этом журнале собраны очерки и статьи, написанные им об авиаторах Балтики в разное время и публикованные в газете "Страж Балтики". Эти материалы представляют собой исторический пласт о развитии, становлении и боевом пути авиаторов Балтики. Многие статьи написаны по архивным документам. Сборник подготовлен и издан к 100-летию морской авиации России. Уверены - он будет полезен и востребован для военно-патриотич
В августе 1941 года лётчики Балтийского флота впервые бомбили Берлин. Этот дерзкий налёт на столицу врага, стал первым актом возмездия агрессору. Авиаудары по столице фашистской Германии во многом способствовали поднятию боевого духа наших войск, укрепили веру и надежду советских людей в окончательную победу над врагом.
В годы Великой Отечественной войны лётчики Балтики совершили 24 воздушных тарана из 60, проведенных в авиации Военно-морского флота. Подвиг А. Маресьева повторил балтийский лётчик майор Леонид Белоусов.
За проявленное мужество и героизм 142 авиатора были удостоены звания Героя Советского Союза и Российской Федерации, в том числе четверо стали дважды Героями Советского Союза. Дивизия и 8 авиационных полков были удостоены звания гвардейских, 8 соединений и 9 лётных частей награждены орденами, 11 получили почётные наименования.
Эти награды лучшее свидетельство и оценка вклада авиаторов Балтики в победу над врагом. Именами лётчиков-балтийц
Символично, что именно морская авиация дала миру лётчика, который первым полетел в космос. Это был лётчик Северного флота Юрий Алексеевич Гагарин. А североморец Алексей Архипович Леонов первым в мире вышел в открытое космическое пространство и работал там.
Герман Петрович Бич, первый заместитель Калининградского областного комитета ветеранов "Российского Союза ветеранов"