Итальянский след в гибели "Новороссийска"

Опубликовано Редакция - чт, 10/21/2021 - 15:25

29 октября исполняется 66 лет со дня гибели линкора "Новороссийск". Ночью 29 октября 1955 года на месте стоянки в Северной бухте Севастополя после сильного взрыва затонул флагман Черноморского флота линкор "Новороссийск", унеся жизни 657 моряков. По официальной версии, под днищем корабля взорвалась старая немецкая донная мина, но есть и другие версии. Одна из них – диверсия, устроенная итальянскими боевыми пловцами.

После Второй мировой войны на долю СССР по репарации пришлись 33 корабля и вспомогательных судна, в том числе линейный корабль "Новороссийск", легкий крейсер, 9 эсминцев и 4 подлодки. Катастрофа "Новороссийска" - бывшего "Джулио Чезаре" - представляется диверсией, проведенной бывшим командиром бывшей 10-й флотилии ВМС Италии князем Валерио Боргезе. Этот "супермен" не скрывал антикоммунистических убеждений и ненависти к СССР. При передаче итальянских кораблей нашей стране он поклялся отомстить за бесчестие и во что бы то ни стало взорвать линкор.

Итальянская версия гибели "Новороссийска" принималась главным командованием ВМФ всерьез, и вскоре после взрыва линкора все бывшие итальянские корабли, состоявшие на Черноморском флоте, в том числе  крейсер "Керчь", четыре эсминца и подводная лодка, были выведены из боевого состава и отправлены на металлолом. 

В 70-х годах прошлого века в нашей команде на Черноморском флоте за итальянское направление отвечал выпускник ВИИЯ, который еще в ходе учебы в течение года работал в Эфиопии. Там он установил контакты с проживавшими и работавшими итальянцами. С разрешения руководства он продолжал эти отношения в ходе службы на флоте. Вел активную переписку с итальянскими друзьями, встречался с ними, отправляясь в Италию с советскими творческими коллективами. Искал и находил контакты с отставными итальянскими военными моряками. Одним из интересовавших его вопросов было участие боевых пловцов ВМС Италии в гибели линкора "Новороссийск". Итогом этих усилий стали встреча и общение с одним из отставных боевых пловцов бывшей 10-й флотилии под командованием князя Валерио Боргезе.

По словам этого человека, он был близко знаком с князем и за свои боевые подвиги в годы войны неоднократно награждался. Вопрос участия итальянских боевых пловцов в гибели "Новороссийска" ему задавали много раз. И он всякий раз с уверенностью говорил, что, видимо, именно за эту операцию в ноябре 1955 года князь Боргезе и группа офицеров итальянских ВМС получили боевые ордена. Хотя оговаривался, что это его личное мнение. 

В угоду авторам версии "случайного подрыва на невытраленной немецкой мине" разведка докладывала, что никаких или почти никаких итальянских судов на Черном море в период, предшествовавший взрыву "Новороссийска", не было или почти не было. Лишь где-то достаточно далеко от Севастополя проходило какое-то иностранное судно.

В разговоре же с моим сослуживцем бывший итальянский боевой пловец ссылался на практически неограниченные возможности по доставке диверсантов специально доработанной торпеды В 57 калибром 355 мм, имевшей длину 8 метров и превращенной в уникальное по тем временам оружие. Доставлено это оружие было неким сухогрузом, проходившем в ночь на 29 октября на минимально необходимом расстоянии от Севастополя. Проникло же оно  в Севастопольскую бухту и доставило боевых пловцов через открытые почему-то той ночью боновые заграждения.

Капитан 1 ранга в отставке Александр Яковлев

Поделиться в соцсетях