Летающий танк - легенда Великой Отечественной. К 80-летию разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

Опубликовано Редакция - пт, 02/03/2023 - 18:18

Кто не знает о легендарных Т - 34 и "Катюше"! Была в годы Великой Отечественной войны еще одна ныне почти забытая легенда - наводивший ужас на танки и пехоту врага штурмовик Ил–2. Этот самолет, названный бойцами Красной Армии "летающим танком", внес огромный вклад в разгром немецко-фашистских войск в сражении под Сталинградом и пленение фельдмаршала Паулюса.

Производство этого самолета, сконструированного перед войной КБ Сергея Ильюшина, стартовало в феврале 1941 года. Он замышлялся как противовес немецкому штурмовику "Junkers 87" и по бомбовой загрузке не превосходил немецкого оппонента, зато скорость у него была выше, чем у германца, и он был лучше вооружен: реактивные снаряды калибра 82 и 132-мм, 20-мм пушки и пулеметы 7,62-мм в крыльях.. Его революционное отличие состояло в бронекапсуле, защищавшей летчика, двигатель, бензобаки и систему управления от пуль и осколков зенитных снарядов. Это было оружие поля боя: на малых и сверхмалых высотах он обрабатывал передний край и подступы к переднему краю противника бомбами, реактивным и артиллерийским оружием. За годы войны было выпущено 36.163 самолета этого типа, 93 из них было передано в войска перед самым ее началом.

В первые часы агрессии против СССР самолеты гитлеровского люфтваффе уничтожили на приграничных аэродромах 1,5 тысячи самолетов, в том числе несколько доставленных туда перед войной штурмовиков Ил-2. После гитлеровского налета лишенные воздушного прикрытия советские войска отступали, оставляя врагу брошенную, в том числе авиационную технику. Летчики не допустили захвата врагом самолетов: сожгли поврежденные, остальные, заправив топливом, перегнали вглубь страны.

Самые большие потери штурмовики понесли в первые дни, недели и месяцы войны. До середины 1942 года гитлеровская авиация, получившая опыт боевых действий в европейских странах, безраздельно господствовала в небе. Большинство же советских пилотов, как правило, было молодыми, неопытными, перед началом боевой работы их средний налет составлял всего 3 – 4 часа. Они не имели навыков пилотировании, ведения боя, взаимодействие между ними затруднялось отсутствием радиосвязи. Оставшись без прикрытия истребителями, они терялись, допускали ошибки и гибли, не оказав особого влияния на ход боевых действий.

В руках немногих ветеранов, особенно курсантов Вольской школы летчиков, Ил-2 был хоть и сложен в управлении, но надежен и неприхотлив. Более того, по окончании школы многие из них успели послужить строевыми пилотами, освоили и налетали достаточное количество часов на близких по назначению самолетах Су-2, Р-5, Р-Зет, а некоторые даже поучаствовали в боевых действиях в небе Испании и Финляндии.

Слабым местом "летающего танка" до середины 1942 года было отсутствие защиты от воздушного нападения. Не дожидаясь конструкторских решений, летчики вырезали за кабиной дыру в фюзеляже и подручными средствами устанавливали туда пулемет. Воздушными стрелками становились механики и мастера по вооружению. Летали они стоя, а по возвращении латали пробоины и готовили самолет к новой работе. Их смертность была очень высокой - по восемь стрелков на одного пилота. Нелегко приходилось и летчикам. Нехватка истребителей в начале войны была отчаянной, штурмовики летали без прикрытия и гибли сотнями. За 30 боевых вылетов пилоту Ил-2 присваивали звание Героя Советского Союза.

"Летающие танки" приняли участие в битве за Москву, в ключевых Сталинградском и Курском сражениях. Из - за нехватки самолетов других типов в воздушных боях под Москвой Ил-2 стал применяться и как истребитель, и бомбардировщик, и даже разведчик. Наступление на столицу было остановлено очень большими жертвами среди пилотов и потерями штурмовиков. В этой битве летчики освоили тактику одновременного налета 12-15 самолетами на одну боевую цель, буквально выжигая все вокруг нее на земле. Особенно успешно эта тактика применялась при налетах на скопления техники, колонны пехоты, позиции артиллерии, склады и железнодорожные узлы.

В Сталинградской битве Ил-2 сыграли одну из решающих ролей в разгроме и капитуляции 300-тысячной группировки 6-й немецкой армии и пленении ее командующего генерал-фельдмаршала Паулюса. Помимо поддержки советской пехоты, налетов на вражеские позиции и колонны танков они отсекали попытки фашистских транспортных самолетов доставить провиант и боеприпасы окруженным фашистам.

Под Сталинградом "летающие танки" стали действовать скоординировано с самолетами – разведчиками и истребителями в составе 8-й воздушной армии, сведенной из ранее разобщенных авиационных частей под командование участника боев в Испании и в советско-финляндской войне, совершившего более 100 боевых вылетов Героя Советского Союза генерал-майора Тимофея Тимофеевича Хрюкина.

В первое формирование этой армии вошло 450 самолетов, в то время как у гитлеровцев было 1.000 самолетов, 300 из которых истребители. В июле 1942 года 8-я армия пополнилась еще 200 самолетами. Однако сил все равно не хватало, и советские ВВС несли большие потери. Немецкие истребители, действуя группами до 12-20 самолетов, сравнительно легко поражали одноместные штурмовики. Они действовали парами, эшелонируясь по высоте, атакуя сверху и в хвост, открывая огонь с дистанции 100-150 м, что обеспечивало точность попаданий. В то же время у советских летчиков все еще сказывались отсутствие летной практики: они слабо контролировали боевую ситуацию, пренебрегали сигналами с земли и маневром, между ними не было налажено групповое взаимодействие.

Летом и осенью 1942 г. воздушные бои были настолько интенсивными, что в среднем авиационный полк отправлялся на переформирование через две-три недели боев, а штурмовики успевали сделать всего по 10-15 боевых вылетов, прежде чем их сбивали. Особенно ожесточенные бои проходили в июле, когда вражеские войска предприняли особенно настойчивую попытку овладеть городом. В те дни штурмовики совершали по 4 вылета в сутки.

В сентябре немцы совершили максимальное количество - 17,3 тыс. авианалетов на Сталинград. Для ослабления бомбовых ударов по войскам в районе города была проведена операция по уничтожению самолетов противника на аэродромах силами штурмовиков Ил-2 8-й воздушной армии и дальней авиации. В результате активность люфтваффе снизилась: если в октябре состоялось 59 тыс. авианалетов, то в ноябре - 31 тысяча.

Наряду с наращиванием сил под Сталинградом штурмовая авиация стала модернизироваться, получать заводские двухместные Ил-2 с установленными на них турельными пулеметами, усовершенствованными вооружением и оборудованием. Были приняты меры по управлению, оповещению и наведению самолетов по радио. В летне-осенний период летчики накопили опыт ведения воздушных боев. Значительно вырос уровень их тактической, штурманской, бомбардировочной и огневой подготовки. Родилась тактика нанесения ударов со средней высоты с переходом в пикирование, что сократило потери. Более активный характер приобрели действия по отражению атак со стороны истребителей противника, штурмовики стали использоваться для перехвата бомбардировщиков, вести "свободную охоту" и разведку в немецких тылах. Повышению эффективности боевой работы способствовало расположение в наземных войсках авиационных наблюдателей с радиостанциями, корректировавших действия самолетов.

В ходе контрнаступления под Сталинградом "летающие танки" особенно успешно содействовали продвижению наземных сил при окружении группировки немецких войск. Так называемое "авиационное наступление", в котором они участвовали, впервые примененное в 8-й ВА, в дальнейшем вошло в практику и стало одной из важных страниц истории военного искусства.

Пик славы Ил-2 - Курская битва. Перед величайшим танковым сражением в мировой истории, произошло не менее значимое сражение в небе. С обеих сторон в нем участвовало около 500 самолетов. Потери советской авиации сбитыми и поврежденными составили около 100 единиц. Во время Курской битвы летчики наработали так называемую "карусель смерти" - это когда отряд Илов двигался над полем боя по кругу, прикрывая хвостовую часть впереди идущего от атаки с воздуха. При этом поочередно самолеты вылетали из карусели, сбрасывали бомбы на цель и возвращались в круг.

Благодаря действиям Ил-2 было остановлено движение 9-й танковой дивизии вермахта, и наши танкисты получили преимущество на земле. Последней крупной операцией с использованием этих штурмовиков стал захват Зееловских высот под Берлином в апреле 1945 года.

С первого и до последнего дня войны на различных типах штурмовиков летал курсант первого выпуска Вольской школы летчиков 1929 года военлет Леонид Карпович Чумаченко. В сталинградском сражении он командовал штурмовым авиаполком 226-й штурмовой авиадивизии 8-й воздушной армии и исполнял обязанности заместителя командира дивизии. Лично водил в бой группы штурмовиков от 9 до 25 самолетов. Был новатором борьбы штурмовиков Ил-2 с бомбардировщиками противника, методов устройства засад и одиночного патрулирования.

Вот что писала о нем многотиражная газета дивизии "На штурм врага" 26 июля 1943 года: Достойно проявил себя в те дни командир 505-го штурмового авиаполка майор Л.К. Чумаченко. Он находил время на все — и на обучение летчиков, и на выполнение боевых заданий, и на участие в партийно-политической работе. Очень любил летать. Машиной управлял виртуозно, воевал храбро. Смело вступал в воздушные бои с самолетами противника и сбивал их. Однажды в его машину попал снаряд вражеской зенитной пушки. Он пробил броню капота, повредил картер двигателя. В кабину ударило горячее масло и с головы до ног окатило командира. И все же майор отбомбился по заданной цели и с неимоверными усилиями дотянул до своего аэродрома.

Не менее героически воевали воспитанники Чумаченко - молодые командиры штурмовых эскадрилий старшие лейтенанты Иван Иванович Пстыго и Леонид Игнатьевич Беда. В конце июля 1942 года они действовали с аэродромов Пичуга и Конный. Последний был в свое время полевым аэродромом военного училища летчиков и располагался на правом берегу Волги, в 40 километрах северо-западнее Сталинграда. Но враг наступал, и дивизия перелетела на базовый аэродром 8-й воздушной армии. Здесь полки пополнились самолетами и летчиками, а с начала сентября стали действовать с аэродромного узла.

Встретившись на 30-летии Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в доме почетного гражданина Волгограда генерал-майора Леонида Карповича Чумаченко, ветераны штурмовой авиации маршал авиации И.И. Пстыго и генерал-лейтанант Л.И. Беда поминали погибших товарищей и вспоминали боевые эпизоды фронтовой жизни. О том, как, возвращаясь на полевой аэродром, насчитывали на своих Илах до 500 пробоин; как работали по целям без прикрытия истребителями; как в полтора раза увеличивали бомбовую нагрузку; как, прикидывались немецкими штурмовиками "Junkers 87", чтобы преодолеть зону действия вражеской ПВО; как разгадывали уловки гитлеровских военачальников, стремившихся скрытно перебрасывать танковые колонны и грузы к Сталинграду и о многом другом.

Выпуск штурмовиков Ил-2 давно прекращен, сражавшиеся на них летчики уходят из жизни, но память об этой легенде Великой Отечественной войны еще долго будет храниться в наших сердцах.

Ветеран боевых действий капитан 1 ранга Александр Яковлев

Поделиться в соцсетях