На заседании круглого стола, посвященном защите чести и достоинства ветеранов войны, боевых действий и вооружённых конфликтов, обсуждали вопросы социально-экономических проблем ветеранов и пути улучшения условий их жизни

Опубликовано admin - чт, 05/12/2016 - 10:59

Отрыл заседание депутат Государственной Думы, председатель общероссийской общественной организации ветеранов "Российский союз ветеранов" генерал армии Михаил Алексеевич Моисеев. В своем выступлении М. А. Моисеев остановился на достижениях в работе ветеранской организации, которая включает более 80 региональных организаций по всей России. Основное внимание было сосредоточено на отношении к ветеранам в нашей стране, какую заботу проявляют местные органы власти при решении вопросов защиты чести и достоинства ветеранов войны, вооружённых конфликтов и боевых действий, на решении социально-экономических вопросов.

Отмечено, что в основном проблемы успешно решаются, но есть негативные факты отношения к ветеранам, обращения от которых поступают на имя председателя Российского Союза ветеранов и его заместителей. Озвучены отдельные факты негативного отношения к ветеранам.

С докладом по теме: "Роль государственной политики в вопросах оказания социальной поддержки ветеранов" выступил заместитель председателя Российского Союза ветеранов генерал-майор Владимир Иванович Романенко. В своём докладе В. И. Романенко остановился на основных положениях нового документа, разработанного Правительством России включающего Концепцию отношения к старшему поколению населения РФ, введенной постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2016 года № 164-р. В докладе были озвучены задачи ветеранской организации и основные направления деятельности по их решению.

В выступлениях участников Круглого стола ставились вопросы, вызывающие большой интерес к новому документу Правительства. Затрагивались и текущие проблемы социальной защиты ветеранов, и состояние дел на местах по защите чести и достоинства ветеранов войны, боевых действий и вооружённых конфликтов.

О развития основных направлений "Социальной защиты ветеранов – нравственный долг общества и государства" с ветеранами выступил руководитель отдела социальной защиты ветеран войны и военной службы Владислав Николаевич Лачугин.

В своих выступлениях представители Ростовской, Тульской, Тамбовской и Крымской ветеранских организаций, остановились на особенностях социальной и правовой защиты ветеранов и проблемах их решения в своих регионах.

Представители Министерства труда и социальной защиты населения РФ, Министерства обороны РФ, общественных организаций высказали своё видение работы с ветеранами и переходу к системе адресной помощи ветеранам.

Татьяна Викторовна Макаренко, представитель Министерства труда и социальной защиты населения РФ остановилась на состоянии пенсионного обеспечения ветеранов. Даже учитывая не простую ситуацию в экономике страны, руководство страны считает необходимым социальные гарантии для ветеранов сохранять и увеличивать объёмы социальных выплат.

Представитель Министерства обороны России, Михаил Язепович Коновалов осветил проблемы, которые решаются в отношении мероприятий, связанных с проведением празднования 71 годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Особенно отметил о заботе и дани уважения к ветеранам, которые отмечаются среди всех поколений народов России. Остановился на работе с ветеранами в Департаменте социальных гарантий Министерства обороны РФ.

Представитель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по труду и социальной защите Николай Николаевич Новиков отметил на задачах по защите чести и достоинства ветеранов, которые решаются в рамках Торгово-промышленной палаты РФ и об отношении к ветеранам. Председатель центрального Совета партии "Защитники отечества" Николай Викторович Соболев выступил с предложениями по обеспечению социальных гарантий ветеранам накануне праздника Великой Победы в Великой Отечественной войне, которую вёл наш народ с 1941 по 1945 годы.

Активное участие в работе Круглого стола принял руководитель Ростовской региональной организации ветеранов Владимир Николаевич Чернобылов. В своем выступлении он охарактеризовал работу с ветеранами в Ростове-на-Дону и подчеркнул остроту проблемы обращений ветеранов в центральные инстанции по проблемам социальной защиты ветеранов.

Руководитель региональной организации Крыма Анатолий Владимирович Кочетков говорил о проблемах социальной защиты ветеранов, но особенно подчеркнул, что все проблемы, которые есть и были, перевесила эйфория от возвращения Крыма на Родину в Россию.

Руководитель организации Тульских ветеранов Виктор Георгиевич Выродов поднял проблему ветеранов и ознакомил с пожеланиями и рекомендациями по организации работы ветеранских организаций. Выступил руководитель Тамбовской региональной организации ветеранов Михаил Павлович Юмашев, представитель прокуратуры Владимир Иванович Сергеев, ветеран комитета ветеранов Леопольд Сергеевич Аристов, председатель общественной организации Сергей Владимирович Бычков и многие другие.

В работе Круглого стола приняли участие "Партия Ветераны" во главе с председателем Ильдаром Венеровичем Резеповым, представители общественности, и руководители и специалисты Российского союза ветеранов.

Модератор круглого стола, помощник председателя Российского Союза ветеранов Олег Пантелеевич Новиков в своём выступлении остановился на проблеме защиты чести и достоинства ветеранов оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Он подчеркнул, что ветераны оказавшиеся в сложной ситуации по жилью, участвующие в судебных разбирательствах и находящиеся под следствием имеют право на поддержку ветеранских организаций - они наши боевые товарищи и помогать им надо.

После заседания участники круглого стола посетили Зал Славы и музей истории Российского союза ветеранов.

С заключительным словом выступил заместитель председателя комитета Государственной  Думы председатель Российского Союза ветеранов генерал армии Михаил Алексеевич Моисеев. Для освещения работы Круглого стола были приглашены средства массовой информации – сотрудники газет, журналов и телевизионные каналы России.

По итогам мероприятия разработаны рекомендации для органов государственной власти и местного самоуправления по необходимым мерам поддержки ветеранов.

Генерал-майор Владимир Иванович Романенкозаместитель председателя Российского Союза ветеранов

 

*    *    *

Рекомендации

круглого стола на тему:  "Защита чести и достоинства ветеранов войны, боевых действий и вооружённых конфликтов. Актуальные социально-экономические проблемы ветеранов"

Обсудив актуальные вопросы защиты чести и достоинства ветеранов войны, боевых действий и вооружённых конфликтов, а также достаточно широко охватив актуальные социально-экономические проблемы ветеранов, участники дискуссии отмечают, что в целом государственные органы и органы власти местного самоуправления выполняют обязательства по защите законных прав ветеранов.

Заметно улучшилось социально-экономическое положение участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Более целенаправленно осуществляется адресная помощь ветеранам и членам их семей по вопросам пенсионного обеспечения, получения жилья, медицинского обслуживания, увековечения памяти защитников Отечества, некоторым другим вопросам социально-правового характера.

Однако, ряд жизненно важных проблем решаются органами власти неудовлетворительно, что вызывает недовольство  у части ветеранов и членов их семей, способствует созданию социальной напряженности в обществе.

С целью консолидации различных категорий ветеранов, улучшения их социально-экономического положения в обществе участники круглого стола рекомендуют:

 

Первое. Законодательно реализовать в ближайший период:

·                 Освободить инвалидов и участников Великой отечественной войны 1941-1945 годов от всех оплат за жильё, услуг жилищно-коммунального хозяйства, электричество, газ, и налогов на земельные участки и недвижимость.

(с 1 января 2017 года).

·                 Установить 100 процентный размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий для инвалидов и ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов.

(до 9 мая 2017 года).

·                 Восстановить федеральный статус ветеранам военной службы.

( с 1 июля 2017 года.).

·                 Установить право на получение удостоверения "Ветеран боевых действий" для военнослужащих, направленными органами государственной власти СССР и Российской Федерации для исполнения служебных обязанностей в государствах и периодах, указанных в разделе III Приложения к закону "О ветеранах"

·                 Увеличить сумму субсидий на жильё для ветеранов военнослужащих до 1,5 - 2 миллионов рублей.

·                 Решить вопрос по выделению земельных участков (бесплатно) для ветеранов – защитников Отечества.

(с 1 июля 2017 года).

·                 Принять новый текст Федерального закона "О ветеранах" с учетом современных концептуальных положений в данной сфере федерального законодательства.

( с 1 января 2017 года.).

 

Второе. Органам государственной власти и местного самоуправления более внимательно изучать и анализировать положение, сложившееся в социально-экономической сфере деятельности ветеранов войны, боевых действий и вооружённых конфликтов.

Профильным министерствам и ведомствам лучше взаимодействовать с ветеранскими организациями по вопросам социальной поддержки ветеранов членов их семей, включать в состав ведомственных (межведомственных) комиссий представителей ветеранской общественности, практиковать заключение с организациями (объединениями) ветеранов соглашений и совместной деятельности.

 

Третье. Продолжать практику адресной помощи ветеранам и членам их семей. Ветеранским организациям, совместно с органами социальной защиты населения проводить мониторинг деятельности, своевременно реагировать на недостатки и случаи невыполнения обязательств государства в социально-правовой сфере. Инициировать предложения по совершенствованию законодательной базы и улучшению мер социальной защиты ветеранов.

 

Четвертое. Руководителям министерств и ведомств, органам местного самоуправления совместно с организациями (объединениями) ветеранов особое внимание в своей работе с ветеранами обратить на проблемы жилищного, медицинского и ритуального обслуживания населения, как наиболее острые и вызывающие недовольство у людей и социальную напряженность в обществе.

 

Пятое. Участники встречи выражают уверенность в том, что ветераны войны, боевых действий и вооружённых конфликтов в целом положительно оценивают заботу государства о своих правах в социально-правовой сфере, поддерживают курс Президента России В. В. Путина, направленный на консолидацию общества, укрепление единства народов нашего многонационального государства.

 

Шестое. Рассмотреть вопросы:

·                 О создании для ветеранов войны, боевых действий и вооружённых конфликтов, особенно оставшихся в одиночестве пансионатов (по типу домов престарелых) с государственным обеспечением пожизненно.

·                 Провести переселение ветеранов – инвалидов с верхних этажей.

 

Седьмое. Решить на законодательном уровне:

·                 Ввести омбудсмена по делам ветеранов для решения социально-экономических проблем ветеранов, защиты чести и достоинства ветеранов войны, боевых действий и вооружённых конфликтов.

·                 Создать единую ветеранскую организацию России.

·                 Создать исполнительный орган по проблемам ветеранов. С этой целью в Крыму создать пилотный проект федеральной структуры по делам ветеранов.

 

Восьмое. На телеканалах (ТВ "Звезда") выделить время для проведения рубрики "Ветеранские будни" с отчётом о выполнении задач и устранении недостатков по решениям принятых в работе с ветеранами.

 

Доклад

заместителя  председателя Российского Союза ветеранов

генерал-майора Владимира Ивановича Романенко

"Роль государственной политики в вопросах оказания социальной поддержки ветеранов"

 

С момента окончания войны повышение качества жизни ветеранов и инвалидов войны было и остается одной из приоритетных задач государства. Государство тем самым компенсирует издержки, обусловленные выполнением долга по защите Отечества и исполнением воинских обязанностей. Гражданско-правовые институты, возникшие в годы Великой Отечественной войны и получившие развитие после её окончания, давали фронтовикам и членам их семей необходимые гарантии соблюдения прав и законных интересов, связанные с тяготами и лишениями фронтовой жизни.

Отношение к ветеранам со стороны государства в некоторые исторические периоды было несправедливым, но в целом оно находилось на высоком уровне, что обусловливалось их особенной ролью в общественно-политической системе. Наделение ветеранов и особенно инвалидов особым статусом началось в первые военные годы, учитывали тяжёлую военную ситуацию и большое количество раненых в этот период. Им выплачивалась пенсия, инвалидам войны предоставлялись различные льготы: работающим сохранялась пенсия независимо от размера зарплаты, они в первую очередь обеспечивались жилплощадью. Зарплата и пенсия инвалидов в сумме равнялась среднему заработку квалифицированного рабочего, что существенно укрепляло бюджет семьи. Кроме пенсий и пособий семьи военнослужащих получали налоговые льготы, льготы по квартплате, в случае гибели на фронте военнослужащих за его семьей сохранялись на время войны все предоставленные ранее льготы. Несмотря на тяжелые условия, государство прилагало немало усилий, чтобы удовлетворить необходимые материальные, духовные потребности участников и инвалидов войны, а также обеспечить их некоторым уровнем доходов и снизить нагрузки на государственный бюджет. В отношении последних государство разработало целый комплекс реабилитационных мероприятий, особенно в области трудоустройства. Кроме того, руководством страны были внесены изменения и дополнения в существовавшие нормы трудового права. Наиболее значимыми для трудовых право­отношений инвалидов войны являлись постановления СНК СССР от 6 мая 1942 года "О трудовом устройстве инвалидов Отечественной войны", в соответствии с которым им предоставлялось преимущественное право на трудоустройство во всех государственных и кооперативных предприятиях. Система мероприятий по трудовому устройству и обучению инвалидов позволила вернуть более 80% инвалидов к общественно-полезной трудо­вой деятельности.

В военное время расширилась и улучшилась организация медицинской помощи инвалидам. Параллельно с госпитальным лечением, большое значение приобрело восстановительное лечение тяжелораненых и больных воинов. В связи с этим были приняты акты о создании стационарных и поликлинических лечебных учреждений для оказания инвалидам войны специализированной медицинской помощи, восстановления утраченной трудоспособности, проведения лечения в специальных санаториях и курортах, организации отдыха.

После окончания войны государством принимается комплекс мероприятий по дальнейшему улучшению пенсионного обеспечения и материально-бытового обслуживания инвалидов. Так, закон 1945 года. "О демобилизации старших призывных возрастов личного состава действующей армии" обязывал местные органы власти трудоустраивать, а также обеспечивать их жильем и топливом. Этим же законом предписывалось Всесоюзному банку финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк) выдавать нуждавшимся демобилизованным ссуды на строительство и восстановление жилых домов со сроком погашения от 5 до 10 лет.

Постановлением СНК СССР от 1 августа 1945 года. "О сохранении налоговых льгот демобилизованных из Красной Армии и членов их семей" освобождались от военного налога, как сами демобилизованные, так и члены их семей. За ними сохранились льготы по сельскохозяйственному налогу. Льготы по налогу на холостяков, одиноких и малосемейных граждан продлевались на один год со дня демобилизации военнослужащего.

Принимались меры по жилищному устройству военнослужащих и членов их семей. Наркоматам и ведомствам надлежало передавать в распоряжение исполкомов местных Советов 10% всей жилой площади во вновь выстроенных и восстановленных домах, для заселения исключительно нуждавшихся в жилье демобилизованных, семей военнослужащих, инвалидов войны и семей погибших воинов. Необходимо отметить, что эта норма действовала вплоть до распада СССР.

На практике, конечно же, не всегда получалось реализовывать все законодательные инициативы. Экономика военного времени существенно ограничивала возможности государства и не по­зволяла создать благоприятные условия для всех демобилизованных, впрочем, как и другим социальным группам.

Ветеранский вопрос в послевоенный период и вплоть до начала 1960-х годов решался в русле принятой тогда политической доктрины. Именно по этой причине в стране в связи с известными сокращениями Вооруженных сил сначала на 1 миллион 200 тысяч человек, а затем ещё на 800 тысяч возникла необходимость создания ветеранской  организации, которая  тала бы защитницей социальных  прав и гарантий увольняемых военнослужащих. Как известно  инициаторами создания Советского Комитета ветеранов  войны стали маршалы Победы Г. К. Жуков и В. М. Василевский, который первым и возглавил  организацию.   С наступлением политической "оттепели" социальная защита фронтовиков вышла на новый уровень. В СССР стала складываться та система льгот и привилегий, которая закономерным образом выделила ветеранов войны и превратила их в особую социальную группу. Это было обусловлено как существенными положительными сдвигами в экономике государства, а также такими политическими соображениями, как получение необходимой поддержки со сто­роны ветеранов для реализации важных государственных задач, а также укрепление связей между обществом и военными.

Только 20 лет спустя после окончания войны в 1965 года. День Победы был объявлен государ­ственным праздником и стал отмечаться масштабно. Следует также отметить произошедшее изменение с термином "ветеран". Слово "ветеран" стало укреплять свои позиции начиная с середины 1970-х годов, когда были учреждены медали "Ветеран Вооруженных Сил" и "Ветеран труда", по мере того как "фронтовиков" становилось все меньше, "ветеранов" становилось все больше.

Мероприятия по социальной защите участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также членов их семей получили свое дальнейшее развитие. Пенсионное обеспечение, материально-бытовое обслуживание в сочетании с многочисленными льготами и преимуществами, предоставленными инвалидам войны, гарантиро­вали им надежную социальную защиту. Ветераны войны получили внушительный набор привиле­гий по уходу за здоровьем, жилью, транспорту, налогам, пособию, получению бесплатного автомобиля с бесплатным обслуживанием и оплатой за горюче-смазочные материалы.  Ветераны получили право на бесплатный проезд в общественном транспорте, путевки на санаторно-курортное лечение, на установку телефона. Они стояли первыми в очереди на получение квартиры или постройку дома, что было самой большой привилегией в Советском Союзе. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны стали обладать наиболее весомым статусом по сравнению с дру­гими социальными группами.

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14 сентября 1981 года "О дополнительных мерах по улучшению материально-бытовых условий инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих" велся персональный учет этой категории ветеранов, и принимались меры к их первоочередному обслуживанию всеми видами материально-бытовой помощи.

С начала 1990-х годов в связи с политическими событиями в стране и последовавшей за этим социально-экономической нестабильностью в вопросах социальной защиты ветеранов увеличивался разрыв между заявленными гарантиями и реальной практикой. Существующие льготы можно было охарактеризовать как "бумажные льготы".

Современной России по-новому пришлось выстраивать государственную политику в отношении ветеранов как особой категории пожилых людей. Ее начало было положено принятием в 1995 г. федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (ФЗ-№ 5) "О ветеранах". В нем были определены основные принципы и механизмы по обеспечению участников и инвалидов ВОВ социальными гарантиями через "создание условий, обеспечивающих ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе при предоставлении им дополнитель­ных прав и определенных льгот". Ветеранами Великой Отечественной войны были признаны лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (далее – период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за  службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. Согласно федеральному закону, социальное обеспечение ветеранов предусматривает це­лую систему помощи ветеранам, включая льготы по пенсионному обеспечению, при выплате пособий, получении ежемесячной денежной выплаты, оплате коммунальных услуг и т. д. Независимо от вида жилищного фонда они имеют льготы по по­лучению и содержанию жилых помещений.

Защита ветеранов как приоритетного направ­ления государственной социальной политики по­зволила вернуть ветеранам их высокий статус и положение, частично утраченные в первые годы становления российской государственности. Осу­ществляется широкий спектр мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое благополучие и моральную поддержку ветеранов, уважение в обществе, а также на пре­доставление им мер социальной поддержки. Ве­теранов бесплатно лечат как во всех бюджетных учреждениях здравоохранения, так и в специальных госпиталях ветеранов войн. К тому же все ветераны имеют право раз в год бесплатно проходить полное медицинское обследование. При необходимости они обеспечиваются бесплатным протезно-ортопедическим оборудованием Очень серьезное внимание в последнее время обращается на оказание адресной медицинской помощи инвалидам или ветеранам войны на дому. Также могут рассчитывать на бесплатный проезд во многих видах транспорта. В 2008г. официально была завершена программа обеспечения инвалидов и ветеранов войны автотранспортом Легковые автомобили или, по желанию, единовременную выплату в размере 100 тысяч рублей получило более чем 39 тысяч инвалидов войны. За последние три года в России суммарный ежемесячный размер материального обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны вырос более чем в три раза [8].

В последующем  руководство страны и ре­гионов озаботилось необходимостью поднять на новый уровень социальную политику по отно­шению к ветеранам  и  повышения качества жизни ветеранов и завершения многолет­ней программы по предоставлению им жилья.

Государственная политика в отношении ве­теранов предусматривает наличие соответствую­щих структур по делам ветеранов в органах государственной власти. В настоящее время делами ветеранов в России занимается около трех десятков министерств и ведомств, что свидетельствует о разрозненности и нескоординированности в социальной политике обеспечения, которая затрудняет отстаивание права ветеранов, в то время как порядка в 50 развитых странах мира социальная защита ветеранов находится в ведении Министер­ства по делам ветеранов. В системе органов ис­полнительной власти РФ штатное подразделение по делам ветеранов имеется только в Министерства обороны РФ. Эта структура решает очень узкие вопросы, не располагая при этом достаточным бюджетом. В последние годы научными и общественными деятелями, членами общественных организаций, в том числе и общественно-политическими партиями активно обсуждается вопрос о создании подобной государственной структуры и в Российской Федерации.

Следует отметить, что в современной России социальная защита ветеранов военных действий приравнивается к различным видам материаль­ной и денежной помощи. Упускается из виду, что понятие "социальная защита" комплексное, не следует забывать и о духовной составляющей. В национальных интересах России сохранить и укрепить важные для государства нравственные ценности патриотизма, долга, чести, ответственность за судьбу страны, верность героическим и духовным традициям наших предков и памяти о павших за наше Отечество. Ярким  проявлением  этой  нестандартного  проявления  верности героям прошлого является движение  "Бессмертный  полк",  который  начинает  обретать  все  новые формы и  содержание. Не случайно, поэтому Президент и Правительство Российской Федерации к числу приоритетных задач государства относят не только социальные обязательства перед ветеранами Великой Отечественной войны, но и сохранение памяти о войне, патриотическое воспитание молодежи.

Таким образом:

1. Статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.

2. С точки зрения структуры правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из общей части, относящейся к правовому статусу гражданина России; специальной части, представляющей собой совокупность общих для всех категорий ветеранов мер социальной поддержки; особенной части, характеризующей правовое положение ветеранов определенной категории; единичной части, включающей в себя особенности правового положения конкретного ветерана.

Как  известно  федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (редакция от 28 ноября 2015 года с изменениями от 14 декабря 2015 года) "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями, вступившими  в силу с 1 января  2016 года), этим законом  введены  категории  ветеранов.

С учётом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда Федеральным Законом "О ветеранах" установлены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории РФ и территориях других государств (ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Из этого следует, что обобщая категорию граждан, объединенных социальным статусом ветеранов, законодатель вместе с тем различает пять категорий, в основу деления которых положены их заслуги перед Отечеством, безупречная военная или иная государственная служба, продолжительный добросовестный труд. Данный критерий играет определяющую роль при назначении льгот и иных социальных гарантий. В качестве первостепенного фактора при присвоении статуса ветерана и распределении по соответствующим категориям выступают степень и уровень значимости деятельности каждого гражданина для благополучия и благосостояния государства, общества. Таким образом, оценивается вклад каждого, внесенный в обеспечение процветания страны.

Важно, что в законе приводится не только систематизация ветеранов по отдельным группам, но и последующее распределение среди них всего набора социальных гарантий и компенсаций, их качественная и количественная составляющая. Такая дифференциация отвечает требованиям комплексного разрешения возникающих проблем и целенаправленных действий в интересах ветеранов с учетом факторов социального риска, влияющих на их положение.

Деление ветеранов по категориям обосновывается также учетом их интересов во всех отраслях социальной сферы, что предполагает осуществление социальной поддержки различных категорий на основе: обеспечения практической реализации законных интересов, равенства их прав и возможностей, в том числе при получении различной поддержки со стороны государства; выявления индивидуальных нужд и потребностей в услугах, предоставляемых социальной сферой; адресности при предоставлении социальной помощи и обслуживания с приоритетом содействия ветеранам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; обеспечения информированности всего населения о положении ветеранов в обществе, правовых гарантиях и возможностях их жизнеобеспечения. Но  в  целом данный закон устарел и требует своего переиздания.

Сегодня  мы также должны констатировать, что  ПРАВИТЕЛЬСТВО  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  своим   распоряжением  от 5 февраля 2016 года № 164-р МОСКВА утвердило  "Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года".

Этой  стратегией  в  частности  указывается, что  Граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие Российской Федерации, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются создателями значимой части материальных благ, активно участвуют в процессах социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений.

Конституция Российской Федерации и базирующиеся на ее основе федеральные законы, нормативные правовые акты, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации не содержат каких-либо норм дискриминации по возрасту. Напротив, законодательство Российской Федерации всемерно стимулирует интеграцию и участие граждан старшего поколения в общественной жизни.

Подготовка Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия) обусловлена складывающимися демографическими тенденциями старения населения Российской Федерации и необходимостью определения новых государственных и общественных целей и задач в отношении граждан старшего поколения и общества в целом.

Одной из ключевых задач стратегии должно стать создание общества для всех возрастов, включая формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, проявление заботы о таких гражданах и оказание им необходимой помощи. Именно сейчас возникает потребность не только в определении направлений государственной политики, касающейся оказания помощи гражданам старшего поколения, их семьям, социальным институтам, взаимодействующим с указанной категорией граждан, но и активного вовлечения граждан старшего поколения в жизнь общества.

Стратегия разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации "О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста" 5 августа 2014 года в целях координации деятельности государственных и общественных институтов для решения существующих проблем граждан старшего поколения.

Для целей стратегии с учетом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно относятся:

- граждане с 60 до 64 лет - это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;

- граждане с 65 лет до 80 лет - это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь и социальные услуги;

- граждане старше 80 лет - это, как правило, люди, имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи.

Направления реализации стратегии нацелены на граждан старшего поколения различных возрастных групп независимо от места их проживания, активности в обществе, нуждаемости в помощи и поддержке, а также на их семьи, лиц, обеспечивающих им поддержку и уход, юридических лиц, оказывающих помощь гражданам старшего поколения.

Стратегия содержит цели, задачи, направления государственной политики, реализация которых должна улучшить качество жизни граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальной нуждаемости и потребностей, обеспечить более эффективное использование их потенциала и участие в жизни общества.

Стратегия разработана на период до 2025 года.

Первый этап ее реализации запланирован на период с 2016 до 2020 года.

По итогам первого этапа реализации стратегии будет проведен комплексный анализ результатов реализации плана мероприятий стратегии, утвержденного Правительством Российской Федерации, на предмет достижения поставленных в стратегии задач, целей и результатов. При необходимости цели, задачи и направления стратегии будут скорректированы с учетом проведенных мероприятий.

Второй этап реализации стратегии запланирован с 2020 до 2025 года.

Реализация приоритетных направлений стратегии, а также плана мероприятий стратегии не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

Контроль за ходом реализации стратегии осуществляется координационным советом, создаваемым при Правительстве Российской Федерации с участием общественных организаций.

 

Поделиться в соцсетях