На заводе в Мытищах рабочие нам дали наказ: "Громить фашистов!!!"

Опубликовано Редакция - пн, 10/07/2019 - 19:06

Да разве об этом расскажешь
– В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.

(М. Исаковский)

Сегодня редко вспоминают о бронепоездах времен Второй мировой войны. Возможно, это вызвано тем фактом, что основными видами техники, были танки самолеты и корабли. Бронепоезда активно использовались практически на всем протяжении войны.

Уходят в небытие участники тех событий, кто ещё может передать историю для следующих поколений. К сожалению папки архива той войны сегодня перелистываются редко. Почему так получилось, не мне судить, но думаю, что это несправедливо.

В Вильнюсе 75-ю годовщину победы во второй мировой войне отметят около 100 ветеранов.

Одна из оставшихся в живых участников тех событий Быкова Мария Васильевна (урождённая Иванова). Она родилась 27 февраля 1925 года а Саратовской обл., дер. Никольская. Её семья была небольшая, отец Иванов Василий Яковлевич, мать Иванова Наталья Алексеевна, младший брат Николай. Началась война, отца забрали на фронт.

Участие юных девушек в войне стало реальностью. Военкомат занимался организацией добровольных формирований, принимал заявления от добровольцев. В 1943 году Мария Иванова окончила Бурцевскую среднюю школу и в марте 1943 года по комсомольской путёвке Богородским райвоенкоматом была призвана в РККА. Пересыльный пункт девушек-комсомолок находился в городе Горький, откуда их повезли в Москву и там распределили в Чернышевские казармы, где Мария прошла 3-х месячные курсы радиотелеграфистов-морзистов. По окончании курсов в июле 1943 года была направлена на отдельный зенитный бронепоезд № 208 противовоздушной обороны радиотелеграфистом-морзистом, связистом и разведчиком.

Рассказывает Мария Васильевна: "Тогда бронепоезда формировались в Мытищах, на заводе заводе № 592. На митинге рабочие нам дали строгий наказ: "Громить фашистов!!!". Так началась моя новая непростая военная жизнь на бронепоезде, всё это явилось нелёгким испытанием.

Наш бронепоезд № 208 находился в подчинении Западного фронта ПВО, Тульского дивизионного района ПВО. На бронепоезде было 8 девушек во взводе управления. Командиром взвода управления был лейтенант Пётр Полешов.

В конце июня 1943 года бронепоезд отправили на выполнение первого боевого задания: охранять железнодорожную станцию Сухиничи–Смоленск, расположенную на юге Смоленско-Московской возвышенности. Это узловая станция с направлениями на Смоленск, Оршу и Витебск на которой в то время скапливалось большое количество техники и людских ресурсов. Как потом оказалось, мы обеспечивали прикрытие наступательной Спас-Деменской операции войск Западного фронта, проведенной с 7 по 20 августа 1943 года с целью разгрома Спас-Деменской группировки немецких войск и создания условий для последующего наступления на Рославль.

В тот период немцы еще имели преимущество в воздухе и бомбили наши эшелоны с людьми, техникой и даже санитарные поезда, на которых были нарисованы опознавательные красные кресты. С появлением нашего бронепоезда на станции Сухиничи–Смоленск немцы стали появляться реже. Бронепоезд № 208, на котором мне предстояло служить, представлял из себя 6 открытых пульмановских платформы со стальными бортами высотой 80 сантиметров. Кроме открытой платформы, на которой был установлен пульт управления зенитным огнем (ПУАЗО), на четырех платформах были установлены по четыре пушки МЗА, а на других платформах были установлены 76 миллиметровые зенитные орудия. Наш бронепоезд ПВО предназначался для отражения атак вражеской авиации, а также для стрельбы по танкам и другим наземным целям.

Паровоз у бронепоезда был серии "ОВ" или как мы его потом любовно называли "овечка", который обеспечивал скорость бронепоезда 40 – 50 км/час. Бронепоезда, встречавшие наступающего противника на железнодорожных перегонах, на сутки-двое могли задержать его продвижение.

После освобождения города Смоленска наш бронепоезд №208 охранял узловые железнодорожные станции: Могилев, Орша, Витебск, Лепель, Борисов и другие железнодорожные станции, где скапливалось много воинских эшелонов. Но продвижение бронепоезда было ограничено. Враги при отступлении взрывали железнодорожное полотно, минировали пути. Так, например, при подъезде к городу Могилев немцы вкопав якорь-нож и подсоединив его к двум паровозам резали шпалы железнодорожных путей, а саперы в это время подрывали каждое соединительное звено рельса.

Для восстановления железнодорожных путей не хватало шпал. Нашим солдатам из железнодорожных войск приходилось вручную обрезать взорванные участки железнодорожных рельс и сверлить их также вручную. Далее наш бронепоезд в составе 4 корпуса 9 отд. зенитной артиллерийской бригады 79 дивизии ПВО прикрывал объекты 1 и 2 Белорусских фронтов, Киевского и Белорусско-Литовского военных округов, принимал участие в отражении вражеских налетов на железнодорожные станции Украины, а затем и Польши. День Победы мы встретили в Польше на станции Белосток, там и сфотографировались на долгую память с боевой подругой Сашей Луниной".

Интервью и фото © Сѣргѣй Тырыш Ханъ октябрь 2019-10-04, члена творческого объединения РСВ "Отчизна"

Поделиться в соцсетях