Перуано-российская солидарность. История трагедии

Опубликовано Редакция - ср, 07/24/2019 - 20:29

18 июля, по инициативе посольства Перу в Российской Федерации, на Новодевичьем кладбище, у надгробного памятника на символической могиле спасателей, летевших в 1970 году к пострадавшим от землетрясения жителям Перу с грузом продовольствия и медикаментов, состоялось поминовение погибших. На стеле памятника выбиты имена 15 членов сдвоенного экипажа суперсовременного по тем временам военно-транспортного самолета Ан-22 "Антей" и семи пассажиров: бортпереводчика и личного состава полевого госпиталя. После промежуточной посадки на авиабазе ВМС США в исландском Кефлавике связь с самолетом была потеряна. Корабли и авиация Северного флота, а также самолеты НАТО провели поисковую операцию по маршруту полета. Удалось найти несколько фрагментов, в том числе доски от ящиков для медикаментов с надписью "Сделано в Саратове". Но по ним было сложно установить причину трагедии. Остановились на версии главного конструктора Ташкентского авиационного производственного объединения Ивана Половникова о том, что причиной мог стать брак при изготовлении лопастей винта - одна из них оторвалась и прошила фюзеляж самолета.

Мне довелось побывать на Новодевичьем кладбище, встретиться с родственниками погибших и помянуть товарищей, и у меня есть своя версия произошедшего:

…В июле 1970 года мы, пять молодых лейтенантов - выпускников военного Ин’яза были прикомандированы к экипажам самолетов Ивановского полка военно-транспортной авиации. Мне и Александру Юринскому выпала честь лететь на не имевших аналогов в мире Ан-22 "Антеях". При этом Александру выпал самолет с экипажем под командованием военного летчика 1 класса Бояринцева, мне - борт номер 09305 военного летчика 1 класса Хорошко. Нам ставилась задача обеспечивать безопасность полета путем поддержания связи с радиодиспетчерскими пунктами в пролетаемых странах и над Атлантикой. Мой самолет взлетел с аэродрома Чкаловский и на маршруте до Перу должен был следовать с часовым интервалом за Бояринцевым. Полет был поделен на четыре этапа: до Исландии, Канады, Кубы и Перу. Первый этап прошли в штатном режиме, сели на авиабазу ВМС США в Кефлавике, поочередно пообедали в американской летной столовой и на пути между столовой и стоянками самолетов пообщались с коллегами. Как оказалось, это была наша последняя встреча. Удивило то, что  когда экипаж Бояринцева обедал, его самолет был открыт для посещения иностранцами. На вопрос "почему" ответом было: "Добро" дали посольские". Нашему экипажу  предложили совершить ответную экскурсию по стоявшему неподалеку американскому "Геркулесу".

Как взлетал Бояринцев и взлетал ли, мы не видели, поскольку находились в столовой. Сами же оторвались от ВПП, как и было предписано, через час после его старта и пошли на Канаду. Пролет по этому участку маршрута предполагал выход на связь с радиодиспетчерскими пунктами судов, обеспечивавших регулярные трансатлантические перелеты. Нас насторожило то, что попытки связаться с первыми двумя были тщетными. И лишь до третьего судна удалось "достучаться" на аварийной частоте. По полученной информации, интересовавший нас борт в тот день на него не выходил. После моего доклада в командире, как и во мне, окрепло сомнение в том, что здесь пролетал Бояринцев. На подлете к Североамериканскому континенту штурман доложил о сильнейшем грозовом фронте, идущем со стороны континента. Командир принял решение изменить маршрут и вместо Гандора в континентальной Канаде посадил самолет на остров Ньюфаундленд в Галифаксе. По радиотелефону диспетчера аэропорта мы с командиром попытались выяснить судьбу самолета Бояринцева в Гандоре,  но … безуспешно.

Третий этап полета проходил вдоль восточного побережья США и завершился на Кубе. Во время посадки заметно нервничавший командир скомандовал "запретить постороннее шевеление прикомандированных", а выполняя рулежку, поделился содержанием ночного кошмара. Ему приснилось, что самолет при посадке ломает переднюю пяту, зарывается носом в ВПП и взрывается. Все облегченно вздохнули, когда наш Ан-22 занял место на стоянке.

Мы вышли из самолета и попали в объятья земляков. Меня обнимал и неистово тряс однокашник Женька Разоренов, прилетевший накануне на испытанном в многолетних перелетах транспортнике Ан-12 и в исступлении повторявший: "Я все гадал, кто – ты или Сашка Юринский". "Да в чем дело-то? - недоумевал я. "Один из ваших двух самолетов пропал над Атлантикой", - сказал он, показывая кубинскую газету с рисунком, на котором американский ковбой стреляет в голубя с надписью "СССР". "Выходит, - подумал я, - не зря переживали: пролетели над нашим пропавшим самолетом и ничего не заметили".

Сегодня память о советских спасателях чтят в Перу. 18 июля, подчеркнул  посол этой страны в России Луис Бенхамин Чимой Артеага, считается в Перу традиционным днем перуано-российской солидарности. В мемориальном комплексе "Кампосанто" города Юнгай – крупнейшего из разрушенных землетрясением 1970 года, установлен монумент. Ежегодно в день гибели спасателей здесь проводится памятная церемония. В перуанском посольстве в России открыта выставка фотографий, газетных вырезок и других материалов, посвященная тем событиям. Поддерживая тесные отношения с родственниками погибших, посольство каждый год участвует с ними в поминальных мероприятиях на Новодевичьем кладбище.

Вице-президент Международной общественной организации

бывших военнослужащих "Марс – Меркурий" - коллективного члена

Российского Союза ветеранов

капитан 1 ранга в отставке Александр Яковлев

Поделиться в соцсетях