Участники экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" обнаружили место гибели советской подводной лодки Щ-408 под командованием капитан-лейтенанта П. С. Кузьмина

Опубликовано admin - вт, 06/14/2016 - 15:43

"Щ-408" в мае 1943 года вышла из Кронштадта в боевой поход. В районе острова Вайндло она в течение трёх суток пыталась преодолеть сетевые и минные заграждения, выставленные противником на пути из Финского залива в Балтийское море. Аккумуляторная батарея разрядилась, запасы воздуха иссякли, люди начали задыхаться, терять сознание. Из топливных цистерн, повреждённых взрывами мин, на поверхность всплывали пятна соляра, демаскирующие подлодку, которая и была обнаружена финской авиацией и катерами. Командиром корабля был уроженец города Грозный капитан-лейтенант П. С. Кузьмин, который принял решение донести о создавшемся положении на командный пункт флота. С этой целью продули цистерны главного балласта и лодка всплыла. Поднявшись на мостик, командир визуально обнаружил группу катеров, которые начали обстреливать всплывшую подводную лодку.

На палубу был вызван артиллерийский расчёт, к орудиям поданы снаряды. Подводная лодка вступила в неравный бой. Метким огнём были поражены два катера. На берег ушла радиограмма с просьбой прислать самолёты. С флотских аэродромов на помощь подводникам последовательно вылетели три авиационные группы 71-го авиаполка, четыре наших самолёта были сбиты. Лётчики не смогли найти и оказать помощь "Щ-408". Корабль ушёл под воду, не спустив флага.

* * *

Впервые команда "Поклон кораблям Великой Победы" предприняла попытку найти Щ-408 в прошлом году. Основой для поиска были координаты и пеленги на место гибели, которые есть в "Журнале боевых действий" минного заградителя "Руотсинсалми". Пришлось сканировать дно в радиусе около мили вокруг указанных координат, и к всеобщему удивлению лодки не обнаружилось. Повторить поиск удалось только в апреле этого года совместно с финскими поисковиками команды SubZone. В несколько раз увеличили район поиска. В итоге нашли Щ-408 примерно в двух милях восточнее финской "точки потопления". Как лодка оказалась так далеко от финских координат, не понятно. Сведения, что после своего погружения 22 мая, лодка не двигалась. Несмотря на то, что согласно отчёту немцев Щ-408 уходила под воду кормой вперед, в настоящее время корма лодки заметно приподнята над грунтом. Вероятно, была попытка оторвать Щ-408 от грунта в период 22 – 25 мая, но приподнять удалось только корму, на большее не хватило или воздуха, или балластные цистерны были настолько сильно повреждены от артиллерийского огня, что не удавалось создать достаточной плавучести.

Лодка лежит на глубине 72 метров, курсом на восток, утонув в мягком илистом грунте.

На рубке и в районе орудийных площадок явно видны пробоины от прямых попаданий и осколков. Несколько больших пробоин от 75 миллиметров и около десятка небольших пробоин.

Рядом с орудиями лежат открытые ящики со снарядами, экипаж готовился к бою и, вероятно, задача была поставлена так, что бы любой ценой продержаться на поверхности столько, сколько потребуется для радиопередачи. Судя по количеству пробоин, многие из членов экипажа погибли на палубе от артиллерийского огня.

И, когда, наконец, была дана команда "срочное погружение", орудийные расчеты даже не повернули орудия в "нулевое" положение - они стоят развёрнутыми на левый борт, т. е. в сторону, откуда немцы атаковали. Прицелы также остались на орудиях.

На мостике обнаружен ППШ, как раз напротив большой сквозной пробоины в ограждение рубки. Вполне вероятно, что в этом месте погиб командир лодки капитан-лейтенант Кузьмин.

Останков на видимой части палубы и мостика не обнаружено, видимо их смыло потоком воды, а закоулок "лимузина" осмотру недоступен.

Что делал экипаж лодки под водой сказать сложно: рули утонули в грунт и не доступны для осмотра. Единственная "улика", это приподнятая над грунтом корма. А также наглухо задраенные все три люка, через которые экипаж мог покинуть лодку. Очевидно, подводники приняли решение в плен не сдаваться, и лодку не покидать, пока над ними корабли противника. И через двое суток, видимо, кончился кислород. По отчётам финнов к утру 25 мая звуки из-под воды перестали слышаться звуки.

Михаил Бунаев, пресс-служба поискового отряда Владимирской области


Щ-408 "Балтийский Варяг": обнаружение и идентификация лодки:

Поделиться в соцсетях