Активисты Вологодского регионального отделения Российского Союза ветеранов соприкоснулись с прекрасным

Опубликовано Редакция - ср, 09/28/2022 - 10:03

Активисты Вологодского регионального отделения Российского Союза ветеранов, которым руководит полковник Анатолий Рахманин, участник Великой Отечественной войны Геннадий Шириков, кавалер многих боевых наград, уже в мирные дни за доблестный труд награждённый орденами Трудового Красного Знамени и Знак почёта, подполковник Александр Раевский, капитан Олег Верещак и многие другие, посетили музейно-творческий центр народного художника России, участника Великой Отечественной войны, кавалера ордена Славы 3 степени морского старшины В.Н. Корбакова.

В центре - Геннадий Шириков

Ветераны познакомились с представленной на выставке экспозицией - авторской керамикой сестёр–волгожанок Анны и Юлии Шабаевых, картинами и натюрмортами мастеров кисти из Санкт-Петербурга – заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Александра Кондурова (живопись), ученика Владимира Корбакова, и Люси Ковалевой-Кондуровой (акварель). Экскурсию для нас провела наш давний друг и соратник, научный сотрудник Вологодской областной картинной галереи, киновед, член Союза кинематографистов РФ, почетный кинематографист России Татьяна Канунова.

Юлия и Анна Шабаевы

Как рассказала Татьяна Николаевна, Юлия и Анна Шабаевы – современные профессиональные художники декоративно-прикладного искусства, представители нового поколения декоративной керамики, которую сегодня называют авторской. Вологодская земля, где родились сестры Шабаевы, издавна славится своими богатыми традициями в таком виде народного творчества, каким является гончарное ремесло.

Сегодня сестрам Юлии и Анне Шабаевым приходится жить в разных городах и общение их между короткими или, напротив, продолжительными встречами, чаще всего, выливается в письменные послания. "Вам письмо", - для каждой из них это означает необходимость обсуждения насущных проблем и вопросов творчества, поиск или ожидание поддержки. Все это в конечном итоге оформляется в новые пластически-цветовые формы и образы их произведений, воплощенные в фарфор или керамику. Выразительное соединение формы и росписи, где проявляется талант керамиста, графика и колориста отличает творческую индивидуальность Анны Шабаевой. Ее в большей степени привлекает работа с плоскостью и цветом, так называемое живописное направление в современной керамике. В этом она ориентируется на достижения известных вологодских рисовальщиков и акварелистов, среди которых был и ее отец, Бронислав Иванович Шабаева. Декоративные пласты Шабаевой, исполненные чаще всего в шамоте (глина с вкраплениями), тематически связаны с тем миром, который она искренно любит и который хорошо знает.

Ветеранов не оставили равнодушными пласты Анны, посвящённые теме Великой Отечественной войны. Среди них – первый подготовленный вологжанами военно–санитарный поезд № 312, для спасения раненых, который уже через пять дней, 26 июня 1941 года, первым в СССР вышел из цехов Вологодского паровозо–ремонтного завода  на фронт.

Ему посвящены сразу два художественных фильма, литературный роман Веры Пановой "Спутники", получивший Сталинскую премию, и мемориальные композиции в трех городах России, в том числе и в областной столице Вологодской области. Так отмечен боевой путь сформированного в Вологде военно-санитарного поезда № 312, неоднократно признававшегося лучшим в Красной Армии, который за годы войны, перевёз более 25 тысяч раненых бойцов и командиров Красной Армии.

В составе ВСП-312 было около 20 вагонов

Счет раненых во время войны шел на миллионы, поэтому и тыловые госпитали были обустроены почти на всей территории Советского Союза. Такой же обширной получилась и география маршрутов ВСП - 312. Забирая раненых в прифронтовой полосе, он увозил их не только в Вологду и Череповец, но и далеко на восток и юг страны: в Екатеринбург, Самарканд, Барнаул, Иркутск, Баку, Ереван…

- В пути на каждую медсестру приходилось по 150 - 160 раненых. Спать нам удавалось по три-четыре часа, не больше. Каждое утро - обход врача, назначения, перевязки, кормление, уборка в вагоне. Потом писали письма под диктовку раненых, читали им книги вслух… , - из воспоминаний Александры Киселевой

В небольшом огороде на крыше вагона-ледника для раненых выращивали зелень, лук и редис

Сейчас на территории завода Вологодского вагоноремонтного завода, работает вагон-музей ВСП-312. Легендарному санитарному поезду посвящена и одна из исторических инсталляций в здании Вологодского железнодорожного вокзала, а на сайте Северной железной дороги, можно посетить виртуальную фотовыставку, запечатлевшую будни военных медиков на колесах. Есть в Вологде и еще один интересный объект, связанный с этим поездом. В послевоенные годы неподалеку от современного здания областного медицинского колледжа ветераны ВСП-312 заложили березовую рощу. В наше время рощу-сквер восстановили, а рядом открыли памятную стелу.

Экскурсию ведет Татьяна Канунова

А произведения Александра Кондурова и Люси Ковалевой-Кондуровой "Прикосновение" привлекли наше внимание тем, что Александр монументален и лаконичен в своих картинах, построенных на сложной многослойной композиции, философских рассуждениях, метафорических высказываниях. Его произведения посвящены историческим, религиозным и мифологическим сюжетам и наполнены яркой пастозной живописью.

Акварельный мир Люси – нежен, прозрачен, светел и включает в себя пейзажи, натюрморты и портреты. В ее работах присутствуют эмоциональность и чувственность, легкий жест акварельной кисти. Для нее очень важны импульс, впечатление, звук, они рождают среду, в которой изображение, растекаясь в воде, мастерски управляется рукой автора.

Подполковник запаса Александр Раевский, руководитель корреспондентского пункта Российского Союза ветеранов в Вологодской области

Фото из архива автора и Олега Верещака

Поделиться в соцсетях