Вы танк заказывали? Он к вам пришёл!

Опубликовано Редакция - ср, 12/04/2019 - 20:38

Куда бы ты ни шёл, ты уже там

ВСТРЕЧА

Вдруг мне звонок. Дежурный по 11-й армии: "Вы танк заказывали? Он к вам пришёл! Для вас на станции Кутузово-Новое стоит. Если до утра его не заберёте, то простой вам придётся оплачивать"..

Я его спросил: "А чего это я должен платить?". А он мне: "Это вы потом с Москвой разбираться будете".

Вместе с приятелем поехали на станцию. Да, стоит танк. На платформе, на колодках, прочно так проволокой прикручен. Мы — за дело. Раскрутили проволоку, сбили колодки. И тут приходит дежурный по станции. "Нет, — говорит, — так нельзя: проволоку вооон туда надо отнести, а колодки — вон туда".

Залез я в танк. В "тридцатьчетвёрочку" родную. Включил массу. Плафон освещения загорелся. Живой танк. Подкачал топливо, нажал на стартер. Завелась с пол-оборота. Представляете, что я при этом почувствовал? Три манёвра — и я с платформы ушёл. У какой-то девушки расписался за полученный мною танк.

А постамент уже под него на пересечении улиц Соммера и Рокоссовского делали. Туда танк и приехал — на трейлере. А вот уже на постамент он своим ходом залез как миленький, – вспомнил, при нашей встрече у танка, фронтовой механик - водитель Борис Петрович Пирожков.

—   За столько лет о той далекой войне записано столько воспоминаний  — но всего что помнишь рассказать невозможно.

РОДИНА

—  Родился я на Урале 6 августа 1925 года, на станции Сабик в семье рабочего Петра Ивановича и Татьяны Трофимовны Пирожковых, дед мой и прадед работали на знаменитых демидовских заводах. Станция наша была большая. Когда я был пацаном, нас привлекали на работу в питомник. Ухаживали за саженцами лиственницы, сосны. Участвовали мы и в борьбе со снегом. Чистили рельсы, железнодорожные стрелки, и нам платили. Заработанные деньги я отдавал маме. И сам кое-что покупал - леденцы например. А как весна наступала – бегом на рыбалку! Рядом была речка Утка, где водились пескари. Помню, как я сконструировал себе автомобиль с деревянной кабиной, руль, верёвочки натянул, чтобы поворачивать колёса. Всё сам. В 13 лет я уже ходил на охоту с ружьём и как-то принёс домой селезня.

ВОЙНА

Летом 1941-го повестку принесли сначала маминому младшему брату Андрею Трофимовичу Колотову. Он был 1916 года рождения. Помню, отец мой обнял почему-то нас обоих и сказал ему: "Андрей, всяко может быть. Но в плен не сдавайся…"

Когда началась война, мне еще и 16-ти  не было. В первые месяцы войны на фронт ушел и отец.  

Дядя пропал без вести в 1943 году в Белоруссии, а отец вернулся домой инвалидом с тяжёлыми ранениями. Я учился в школе ФЗО - фабричное заводское обучение, после окончания которой получил специальность электрика и был направлен на Кауровский завод "Прогресс". Имел "бронь" Наркомата Обороны, поскольку завод выпускал комплектующие для "катюш".

Став совершеннолетним, явился в Первоуральский райвоенкомат, ст. Кауровка, с заявлением отправки на фронт. 5 октября 1943 года был зачислен в Уральский добровольческий танковый корпус им. Сталина. Из 115 тысяч трудящихся Урала, подавших заявление, в корпус было отобрано 9660 человек.  

Нас добровольцев сначала направили в город Свердловск в 8-й учебную танковую бригаду, а потом направили в Ухтуз на обучение на механиков-водителей по профилю Т-34. Нам вначале месяц танк показывали, только потом мы начали во время обучения что-то уже делать. Пройдя обучение в течение 6 месяцев и освоив воинскую специальность механика-водителя танка Т-34, были сформированы экипажи танков. Танки отправили нас получать в Нижний Тагил на знаменитый Уралвагонзавод.

- Вот здесь завтра будет стоять ваш танк, - сказал начальник цеха, ткнув пальцем в пустоту.

И точно. Через сутки танки были готовы. Чумазые, но красивые девчушки, которых на заводе почему-то прозвали кротами, ловко сновали внутри, прокрашивая детали. Снаружи не успели - танки ждали на передовой. Поэтому докрашивали уже мы, на железнодорожных платформах. Наш  шёл  на 3-й Белорусский фронт. В апреле 1944 года мы прибыли из Нижнего Тагила с танком Т-34-85 на станцию Бычиха.

- Когда прибыли к месту назначения, я как раз дежурил в танке, а остальные были в теплушке, - вспоминает Борис Петрович. – Только раскрепили мы танки, сняли проволоку, выбили колодки, как налетели мессеры. Несколько танков загорелось. Ну, я завёл машину и вперёд! А амортизаторы-то какие… И танк в 28 тонн так хлопнулся, что зубы у меня чуть не повылетали. После этого прыжка командир меня и назначил механиком-водителем. Я поступил в 202 батальон, 89 танковой бригады, 1-го танкового корпуса, 11-й гвардейской армии генерал-полковника И. X. Баграмяна.

Борису Петровичу довелось служить в танковом взводе и в одном экипаже под командованием младшего лейтенанта Ивана Яковлевича Чугунова, в будущем ставшим Героем Советского Союза. Командиром батальона был легендарный танкист майор Удовиченко Александр Трофимович, также ставший Героем Советского Союза.

89 танковая бригады, в расположение которой прибыл Пирожков в группе молодых танкистов, базировалась в Восточной Белоруссии, неподалёку от Витебска, в местечке Бычиха, что в Городокском районе Витебской области Белоруссии.

Готовилась одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества, Белорусская операции "Багратион". Противником нашего 1-го танкового корпуса Красной армии были немецкая 262-я пехотная и 2-я авиаполевая дивизии 43-го немецкого армейского корпуса и часть сил 291-й пехотной дивизии.

Оборона противника в этом районе была очень мощной и глубокой. В первый день наступления советское командование планировало ввести в бой 1-й танковый корпус Буткова. Он должен был наступать в общем направлении на Бешенковичи. Корпус начал выдвижение в 10 часов (он располагался в 14-18 км от переднего края), но дождь значительно ухудшил движение по дорогам, а вне их на болотистой местности, движение танков было практически невозможным.

1-й танковый корпус начал движение к Западной Двине. Однако немногочисленные дороги после дождей стали труднопроходимыми, почти все мосты были уничтожены немцами, их приходилось восстанавливать. К тому же дороги были забиты вторыми эшелонами, артиллерией, понтонами и обозами наступающих армий. Образовались многочисленные пробки. Только после того, как удалось организовать движение, танки, артиллерия и понтоны были пропущены вперёд. 1 танковый корпус вышел к Западной Двине только к концу дня и начал подготовку к форсированию реки.

ПЕРВЫЙ БОЙ

При форсировании Западной Двины танкист Борис Пирожков принял первое боевое крещение. Замазученный катерок подцепил понтон, на который загрузили "тридцатьчетвёрку" Пирожкова, и медленно потянул его к полыхающему огнём берегу - оттуда били немецкие орудия, минометы, пулеметы. Дабы противодействовать форсированию рек, противник применял плавучие мины, которые устанавливаются на специальных платинах и брёвнах. Плывя по течению реки, при ударе о наши переправы, понтоны, мосты происходил взрыв. Применение плавучих мин отмечено в р-не БЕШЕНКОВИЧИ и м.УЛЛА. Казалось, вода кипела от снарядов  и их осколков.

Жаль, что сегодня статьи, выходящие к юбилейным датам, описывают события  той страшной войны максимально обобщенно, как бы мимоходом, без показа конкретики, которая иной раз была довольно тяжелой. Мне как человеку, читающему документы по фронтовым операциям, всегда интересно встречаться с людьми, которые тогда в разных обстоятельствах действовали по-разному.

На сайте "Память народа" опубликованы журналы боевых действий той далёкой и страшной войны – это документальные отчеты о результатах боев.

Вот отдельные эпизоды из фронтовой работы 89 тбр 1 тк ., согласно записи журнал боевых действий, в которых принимал участие сержант 202 тб Пирожков Борис Петрович.

"22 .06.1944 г. В бригаду прибыл наводчик авиации от 3 ВА, майор МЕДКОВ. Производилось увязывание вопросов взаимодействия с частями усиления и приданными частями.

1 ТК в состав которого входит  89 Тб, - имеет задачу: с частями усиления, по выходу частей 6 Гв.А и 43А в район ДОБРИНО, ШУМИЛИНО войти в прорыв на фронте: МАЗУРИНО, ШУМИЛИНО и наступая в напр. БЕШЕНКОВИЧИ, форсировать р. ЗАП. ДВИНА. В дальнейшем отрезая пути отхода противника, быть готовым к наступлению на Ю.З. в направлении на ЛЕПЕЛЬ.

23 .06.1944 г. Бригада выполняя поставленную задачу, в 10.00 выступила из района выжидательных позиций и к 12.35 достигла р. ЗАП. ДВИНА

24 .06.1944 г. По достижению р. ЗАП. ДВИНА 202 танковый батальон двумя ротами Т-34 со взводом ИПТБ (инженерно-понтонного тех. батальона), ротой автоматчиков и сапёрной ротой 4 инж. бата вела боевую разведку на участке переправы через р. ЗАП. ДВИНА в районе  ЯЦУКИ, МАМОЙКИ, действуя из засад вела огонь с места, обеспечивая наведение переправы для форсирование реки Зап. Двина  В период боёв до р. ЗАП. ДВИНА бригадой уничтожено: 2 Самоходных установки "Фердинанд", 2 бронетранспортёра, 12 колёсных машин с живой силой и грузами, 4 пушки, 2 склада с имуществом и боеприпасами, 1 танк "Тигр" более 100 солдат и офицеров противника.

К исходу 25 июня, собрав три парома в районе Узречье, Буй, танковые бригады приступили к переправе танков.

25 .06.1944 г.  противник упорно обороняясь м. БЕШЕНКОВИЧИ, удерживая узел дорог стремится прикрыть отход своих частей Витебской группировки. На рубеже ДРОЗДЫ противник оказывает упорное сопротивление частями 293 ПД. МБА к 14.00 переправился через р. ЗАП. ДВИНА на паромной переправе в районе ЯЦУКИ с задачей прикрыть переправу танков. к 14.00 прибыл понтонный парк 2/60 ОМПБ, который и был наведён к 19.00 часть танков 203 ТБ переправилась через р. ЗАП. ДВИНА.

26 .06.1944 г. в 4:00  после мощного 15 минутного огневого налёта наши передовые части пехоты под прикрытием арт. мин огня форсировали р.ЗАП. ДВИНА и обеспечили расширение плацдарма на западном берегу и дальнейшее преследование противника.

203 и 3 ТБ к 5.00 переправились через р. ЗАП. ДВИНА. 8.30 202 ТБ закончив переправу через р. ЗАП. ДВИНА в 9.00 выступил по маршруту на КАМЕНЬ, в даьнейшем  ПЛИГОВКА. Противник преследуемый танками бригады, понеся значительные потери в живой силе и технике, разрушив переправу Сев.САВРАСЫ в беспорядке отходит в направлении КАМЕНЬ". Уничтожая отдельные узлы сопротивления противника, части 1-го танкового корпуса к 12 часам 26 июня вышли на рубеж реки Улла. Здесь противник остатками 252-й пехотной дивизии упорно оборонял западный берег реки, уничтожив все мосты на маршрутах движения корпуса".

МЕДАЛЬ "За отвагу"

- Я сидел за рычагами танка и держал двигатель на холостых оборотах, остальной экипаж был на понтоне - так безопаснее, - вспоминает Борис Петрович. - Вдруг рядом разрывается бомба. Вижу как падает заряжающий Терешков, ног нет. Одной руки тоже. Кровь хлещет. Кричит: "Пристрелите меня!" Остальных ребят не вижу.

Терешков подполз к борту и свалился в воду. Отмучился хлопец. Смотрю - до берега рукой подать, понтон начало разворачивать. Факелом полыхнул буксирующий понтон катер. Не мешкая я рванул свой танк в воду. К счастью, двигатель не заглох, хотя и затопило. Я надавил на газ, и танк прямо с понтона рванул на берег - на окопы противника. На берегу появился немец, стал готовить к выстрелу фаустпатрон. Фаустник даже прицелиться не успел. Я пошёл кататься по окопам - стрелял, давил немцев гусеницами. Всё. Огляделся. Наши уже расширяли плацдарм. Пехота чистила окопы. Подъехал комбат, а командир роты заметил: - Молодец! А главное, тебя не убивают. Беру в свой экипаж. За те бои я получил свою первую медаль".

За форсирование Западной Двины при освобождении Белоруссии сержант Пирожков Б.П. (приказ №8/н от 07.07.1944) был награжден медалью "За отвагу".

Из записей видно, что сражались все очень напряженно – и с окруженными, и в процессе прорыва обороны.И.X. Баграмян в своей книге "Так начиналась война" пишет: "Я уже говорил, что если бы мы не успели быстро переправиться через Западную Двину, то противник основательно закрепился  бы на ней и тогда длительная остановка оказалась бы неизбежной. А это было чревато опасными последствиями. Задержка войск 1-го Прибалтийского могла поставить в трудное положение части 3-го Белорусского, успешно наступавшие севернее Минска навстречу 1-му Белорусскому фронту с целью окружения главных сил 4-й немецкой армии восточнее белорусской столицы". 28 июня, продолжая наступление, части 1-го танкового корпуса овладели населенными пунктами Камень, Ушачи, Воронеч и вместе с частями 6-й гвардейской и 43-й армий вышли на рубеж Заозерье — Лепель. Это означало, что к исходу 28 июня 1944 года задача Витебско-Оршанской операции была выполнена в полном объеме. Войска 1-го Прибалтийского фронта без оперативной паузы приступили к выполнению Полоцкой наступательной операции. Целью этой операции был разгром полоцкой группировки противника и освобождение города Полоцк. 1-й танковый корпус, продолжавший наступление в направлении железной дороги Полоцк — Молодечно с целью перерезать эту дорогу в районе станции Ветрино. Железнодорожную станцию Ветрино на ветке Полоцк — Молодечно упорно обороняли части 389-й пехотной дивизии, 389-го артполка и бронепоезд противника. Одним из первых на станцию Ветрино ворвался танковый взвод 89-й танковой бригады под командованием младшего лейтенанта И.Я. Чугунова. Действия командира И.Я. Чугунова были высоко оценены командованием, представившим его к присвоению звания Героя Советского Союза. 4 июля 1944 года город Полоцк, важный железнодорожный узел и мощный укрепленный район обороны противника, был освобожден.

Я помню, как в нас попали. Радисту голову разнесло, весь его мозг на мне. Я выскочил из танка. Если в танк попали, у тебя есть пять секунд, чтобы вылезти. Если не успел, то... Пятьсот литров дизельного топлива у тебя за спиной, боезапас снарядов, двадцать штук гранат Ф-1 в комплекте, по два диска с патронами на каждый пулемёт, автомат — один на весь экипаж. У нас, у танкистов, оружия ближнего боя не было. Да какой там ближний бой? Это только хвастуны рассказывают и в кино показывают. Если танкисты из машины успели выпрыгнуть, их, разбегающихся, били, как куропаток. Но надо было успеть из кармана комбинезона пилотку со звездой достать. Контрразведчики за этим следили, "особняки". Они напрямую Лаврентию Павловичу подчинялись. Они с тобой даже на "ты" разговаривать не будут, считали тебя... Ну…

После освобождения Полоцка 89 танковая бригада, в которой служил Борис Петрович, вела наступление в направлении на северо-запад. В резерв фронта выделялся 1-й танковый корпус генерал-лейтенанта В.В. Буткова. Его предполагалось использовать на даугавпилсском направлении с целью изоляции группы армий "Север" от остальных сил вермахта на Восточном фронте. Начиналась Шяуляйская наступательная операция, часть второго этапа операции "Багратион". Главный удар планировалось нанести на шауляйском направлении. Именно сюда генерал армии И.Х. Баграмян направил прибывавшие в полосу фронта резервные армии. В течение суток армия отражала наступление моторизованной дивизии СС "Нордланд", 58-й и 225-й пехотных дивизий, усиленных 393-й бригадой штурмовых орудий, немецкой 16-й армии.

Вот несколько наиболее ярких примеров из журнала боевых действий, в которых принимал участие 202 тб:

"20.7.44 г. С 6.00 части противника 58-й МД и 225-й пехотных дивизий оказывают упорное сопротивление на рубеже: КУОСЯЙ (Kuosiai - прим авт) - ВАРЛИ (Varliai - прим авт). По показанию пленного, 58-я немецкая дивизия снялась из НАРВЫ и направилась на ДИНАБУРГ (ДАУГАВПИЛС - прим авт), куда направились и другие части, но были остановлены в районе РОКИШКИС и перешли к обороне. К 12.00 202 ТБ - южн. КУОСЯЙ, в связи с отставанием пехоты 1190 СП вышел в район БАУКШИШКИ и занял оборону, отразив при этом неоднократные контр. атаки пр-ка из направлений КУОСЯЙ, ВАРЛИ.

21.7.44 г. 202 ТБ имел задачу отразить контратаки пр-ка из КУОСЯЙ.

22.7.44 г. противник частями 225-й пехотной дивизии, 58-й МД и дивизионом "НОРЛАНД", активной обороной пытается удержать наступление частей 92СК, и в течении ночи предпринял три контратаки танками и СУ "ФЕРДИНАНД". Все контратаки отбиты с большими для него потерями. С 5.00 до 10.00 противник предпринял ещё 4 контратаки пехоты, поддержанной танками и СУ "ФЕРДИНАНД". 202 ТБ своим огнём нанёс противнику значительные потери. Главным образом в технике.

23.7.44 г. 202 ТБ  имея 5 танков Т-34-85 в засаде находится в обороне в районе ТАТАРИШКИ и ведёт огневой бой с противником, во время которого уничтожил один СУ "ФЕРДИНАНД". В ночь на 22.7.44 г. связь с танками находившихся в окружении была потеряна, офицер связи ст.лейтенант ВАСЮК, находившийся в боевых порядках 202 ТБ под покровом ночи пробрался через боевые порядки противника и явился на КП бригады. Доклад ст.лейтенанта ВАСЮК способствовал командиру бригады в принятии решения. К 16.00 202 ТБ в составе 10 танков Т-34-85 продолжает занимать оборону из БАУКШИШКИ в ТАТАРИШКИ. в 202 ТБ осталось 8-10 снарядов на танк. В 16.45 противник атаковал боевые порядки 202 ТБ. Огнём с места контратака танков была отбита. К 23.00 танки 202 ТБ вышли из окружения и заняли оборону у развилки дорог Сев. КАМЯЙ фронтом на Север. Командир взвода 202 ТБ мл. лейтенант ЧУГУНОВ отбил своим взводом контратаку немцев, силою 5 СУ "ФЕРДИНАНД" и до рты автоматчиков. ВЫВОД: в результате боевых действий бригада приняла на себя весь удар, подошедшей 58 Мотомехдивизии противника и в течение трёх дней сковывала её действия, тем самым обеспечив продвижение соседа слева".

Приводимые данные являются реальным свидетельством, без преувеличения, массового героизма, проявленного воинами 89 тбр в этих тяжелейших условиях.

ПОДВИГ

Сержант Пирожков в боях 21-23 июля 1944 г, в р-не Куосяй и 27-29 июля 1944 г. в р-не Обяляй (лит. Obeliai) показал себя смелым, решительным танкистом. Тов. Пирожков, участник 5-и танковых атак, в составе экипажа им уничтожено: 3 ПТО, 2 миномёта, 3 огневых точки и до 20 солдат и офицеров противника.

В бою 23 июля с.г. танк был подбит и во время производства ремонта по близости показалась группа вражеских автоматчиков, заметив их, тов. Пирожков подпустил их на близкое расстояние и из своего автомата уничтожил 7 солдат, а остальные обратились в бегство, в этот же день тов. Пирожков лично взял в плен 2 вражеских солдата. За проявленное мужество и отвагу достоин правительственной награды орден "Красная Звезда".

В газете "За Родину" того времени гв. лейтенантом С. Воронин пишет :

"Машины лейтенанта Егубченко и младшего лейтенанта Чугунова стояли неподалёку от перекрёстка дорог. Опытный воин Иван Чугунов обезопасил танки от внезапного нападения: он выдвинул вперёд приданных ему автоматчиков и по одному человеку из экипажа. А своего младшего брата Василия, владеющего немецким языком, поставил на перекрёстке дорог. Храбрый солдат Василий Чугунов отлично справился с обязанностями "регулировщика". Остановив одну за другой две легковые автомашины и уничтожив оказавших сопротивление немецких офицеров (майора и обер-лейтенанта), он направил эти машины к своим танкам. При этом их вели пленные шофёры. В одной из захваченных машин была найдена топографическая карта с нанесённой обстановкой и планами немецкого командования. Это сыграло большую роль в дальнейших действиях наших танкистов. Когда в направлении засады младшего лейтенанта Чугунова и лейтенанта Егубченко появились вражеские танки, они были встречены дружным интенсивным огнём. Скоро сюда подошла ещё одна машина - лейтенанта Великова. "Тиграм" в этом месте не удалось прорваться в тыл нашим танкам".

Тем временем противник в лесах западнее Куршеняя сосредоточил 5-ю и 14-ю танковые дивизии и танковые полки моторизованной дивизии "Гроссдейчланд" общей численностью до 200 танков. Начались напряженные кровопролитные бои в районе Шяуляя, длившиеся в течение трех суток. Было приказано атаковать противника на Куршеняй. Выполнение этого приказа командир корпуса поручил 89-й и 159-й танковым бригадам.

1 Танковый корпус называли -  "личная гвардия" Баграмяна. Мне удалось найти фронтовую фотографию танка Т-34-85 1 танкового корпуса, 89 танковой бригады. Определить по фото принадлежность танка к этому корпусу  позволяет опознавательный знак на башне - это  широкий ромб разделенный на две части горизонтальной полосой (наследие 1 гв.тбр) , вверху написана литера ( А - 89 тбр , Б - 117 тбр , В - 159 тбр) , внизу номер танка (трехзначный, двухзначный, однозначный). В 1943-1944 гг. ромб был узкий вытянутый. 89 тбр зима 1943/44

Хочу рассказать один эпизод с Чугуновым. Ну и вот, всех перебило, осталось четыре танка с роты, а его назначают командиром роты. А мой танк уже сгорел, мы выскочили вдвоем. Я еще говорил Выборнову про золотые погоны у офицеров, что снайпер видит их из далека и бьет по ним… Я остался из экипажа один, бегу, пробираюсь к своим. Мы находились в лощине. А со стороны немцев с одной и с другой стороны стоят "фердинанды", а посередине идут "тигры", "королевские тигры". Меня окликнул Чугунов и посадил за рычаги. Ну, я сел, проверил танк на исправность. Он берет команду на себя и командует своим танкам прорываться. Первый выскочил, а по нему сразу три попадания, ну он и взорвался. Командир батальона Удовиченко командует, что мол, если сможете, прорывайтесь. Второй попытался вырваться и почти прошел эту лощину, но тоже был подбит, хоть экипаж успел выскочить. Потом Иван Чугунов смотрит на меня и командует на атаку. Ну я по газам и сразу встал. И тут с двух сторон по мне немцы ударили, видимо ожидали, что мы начнем движение, только увидел, как две болванки пролетели впереди. Я и рванул вперед. Потом посередине я опять тормознул, но в меня попали все-таки по башне, на башне брезент лежал, так мне его снесли снарядом. После этого я рванул вперед, перевалил за гребень и к нашим. А Иван мне говорит, мол, давай вправо, я ему – зачем вправо. Ну, он командир, поставил я танк, куда он мне сказал, только вышел, отошел немного, а по нему, в командирскую башню, прямое попадание. Ивана ранило, он в своей книге описывает этот случай.

— В Восточную Пруссию мы вошли в районе нынешнего литовского Шилуте. Настроение всегда у нас было боевое, мы же ребята все молодые, 1925 года рождения, фанатично настроенные. В Литве бои были ужасные. Они, сволочи, даже собак против нас один раз пустили. С минами привязанными. А мы смотрим — один танк горит, второй. Повыскакивали. А собакам жрать не давали, их только под танком кормили. Ну они и бежали под танк. А там уже мина и срабатывала. Нет, это не немцы этих собак на нас выпускали. Как кто? Русские. Власовцы. Попадались нам такие. На пузе ползали, жизнь просили. Но ребята таких сразу вешали…"

25 сентября 1944 года 1-й танковый корпус получил приказ о скрытной переброске корпуса из района Добеле в район Шавляны юго-западнее Шяуляя. Совершив трехсуточный ночной 180-километровый марш, корпус к утру 1 октября сосредоточился в заданном районе. Петр Кириченко в своей книге "Первым всегда трудно" пишет: "Предваряя события предстоящих корпусу боевых действий, скажу, что еще никогда не был так высок наступательный порыв наших воинов, как в этой операции. Каждого охватывало какое-то особое, радостное волнение. Еще бы! Ведь мы подошли к довоенной советско-германской границе, и в ходе этой операции нам предстояло ее пересечь и перенести военные действия внутрь германской территории, в самое логово фашистского зверя! Это придавало нашим бойцам и командирам небывалый энтузиазм и боевой настрой".

Эта победа далась нам нелегко. Наши воины остались лежать в шяуляйской земле. Все они были погребены в братской могиле, над которой позднее, как военный памятник, был установлен танк Т-34. Острой болью отозвалось в сердцах наших ветеранов газетное сообщение о том, что через 50 лет после этого памятного боя молодые вандалы из числа местных шовинистов надругались над братской могилой, облив памятник краской.

ОГНЕННЫЙ РЕЙД

В октябре 1944 года части 3-го Белорусского фронта под командованием генерал-полковника Ивана Черняховского с боями перешли границу СССР с Восточной Пруссией. Инстербургско-Кёнигсбергская операция началась 13 января 1945 года, противник оказывал упорное сопротивление, поэтому продвижение Красной Армии по всей линии фронта от Немана до железной дороги Гусев-Нестеров замедлилось, она несла большие потери. Врагу помогала отвратительная погода: туман и мокрый снег не позволил использовать наши бомбардировщики и артиллерию в полной мере, кроме того немецкая оборона была усилена тяжелыми танками. В штабе 3-го Белорусского фронта было принято решение о проведении рейда в глубоком тылу противника с целью дезориентировать его, перерезать коммуникации, провести разведку и расчищать пути для наступления пехоты и артиллерии. "Огненный рейд" был частью Инстербургско-Кёнигсбергской операции. Он проходил с 17 по 30 января 1945 года под командованием командира 89-й танковой бригады 1-го танкового корпуса полковника Андрея Соммера, которую называли головным отрядом корпуса. За танкистами шли части 39-й и 43-й армий. В рейд ушли 30 танков Т-34 и свыше 20 самоходок. За 13 суток боев на ходу осталось три танка и шесть самоходок, остальные сожжены и подбиты. Были потери среди личного состава – 215 погибших.

— В сорок пятом году стояла такая лютая и снежная зима, что нам, танкистам, перед рейдом выдали валенки. Хотя обычно мы носили ботинки с обмотками. В каждом танке – экипаж из пяти наших ребят, таких же, как я, пацанов… Били нас беспощадно, но и мы в долгу не оставались. Наводили панику и страх на фрицев, уничтожали все, что попадалось на нашем пути. Никто из нас не был уверен в том, что останется в живых. В каждом бою потери были по несколько танков и экипажей, а в экипаже – пять человек. Мой танк с командиром Иваном Чугуновым был подбит в районе Добрино (бывший Наутцкен). Три наших танка должны были перепахать железнодорожное полотно сообщением Пиллау-Кёнигсберг. А из Пиллау вышел бронепоезд с платформой, на которой были установлены пушки… Завязался бой. Полотно мы вспахали, но мой танк подбили. Выскочили, стали отступать до своих позиций, отстреливались из автоматов… Хорошо запомнил, что 29 января мы стояли под Кёнигсбергом, потому что взяли Чкаловск. А в последний день рейда, 30 января, вышли на шоссе, которое связывало Приморск и Кёнигсберг, таким образом, отрезав город от гитлеровских войск на Земландском полуострове. Маршрут "Огненного рейда" оставался загадкой для гитлеровцев, настолько стремительным и непредсказуемым для врага было движение бригады. Так в первый день рейда было взято около 30 населенных пунктов в Неманском районе, перерезана магистраль Жилино-Черняховск (Инстербург). На следующий день бригада резко сменила направление и двинулась на пос. Большаково (бывш. Гросс-Скайгиррен), чтобы отрезать тильзитскую группировку от Кёнигсберга (Тильзит – ныне г. Советск).

— Круговерть у Гросс-Скайгиррена была страшная: всё стреляло, грохотало, двигалось – ночью в дыму, днем в дыму. Только что впереди себя гнали, забрасывали "болванками" немецкую самоходку, только что дюжину повозок скинули в кювет, только что подожгли автомашины, а нас уже комбриг на "виллисе" обгоняет, а в наушниках его голос, приказ - захватить аэродром, — вспоминал Борис Пирожков.

Одной из сложнейших операцией бригады был захват высоководного моста через р. Прегель в районе Таплаккена (пос. Талпаки Гвардейского р-на). Мост был заминирован, и при малейшей возможности взятия его советскими войсками немцы должны были его взорвать. А он играл важнейшую роль в наступательной операции Красной армии. Сохранить мост помогла тактика стремительного наступления танкистов и четкая работа саперов перед наступлением, которые обезвредили взрывные устройства. К этому мосту Борис Петрович Пирожков иногда приезжает со школьниками, чтобы рассказать, как удалось его сохранить, благодаря отважным бойцам бригады Андрея Соммера.

На всю жизнь останется у меня в памяти огненный рейд нашей бригады по тылам гитлеровцев. Ведь в ночь с 30 на 31 января 1945 года, т.е. за два с лишним месяца до падения Кенигсберга, мы находились, после нескольких сокрушительных боев, на окраине Кенигсберга, в районе нынешней улицы Горького. Началось с захвата сильно укрепленного пункта Гросс-Скайсгиррена. После жестокой схватки мы овладели им. Немцы решили, что в их тылу хозяйничают крупные танковые соединения. А у нас было всего около пятидесяти машин. Но мужество наших танкистов, внезапность и стремительность нападения увеличили нашу мощь в несколько раз. После того, как мы перерезали дорогу на Пиллау (Балтийск), немцы стали взрывать артиллерийские склады, опасались, что мы захватим их. Панику наделали большую, недаром сейчас немецкие мемуаристы называют 30-31 января 1945 года "критическими днями Кенигсберга", — писал в своих мемуарах генерал-полковник Андрей Соммер.

В ходе упорных и кровопролитных боев в январе 1945 года советские войска взяли десятки населенных пунктов и крупных городов Восточной Пруссии: 20 января – Советск (Тильзит) и Славск (Хайнрихсвальде), 21 января – Гусев (Гумбиннен), 22 января – Черняховск (Инстербург), 23 января – Озерск (Ангерапп) и Полесск (Лабиау), 25 января – Гвардейск (Тапиау), 28 января – Гурьевск (Нойхаузен), 31 января – Правдинск (Фридланд). Впереди был штурм Кенигсберга. Итак, замысел неожиданного маневра 1-го танкового корпуса в северо-западном направлении полностью оправдался. Успех был несомненным и оказал немалое влияние на весь дальнейший ход Инстербургско-Кёнигсбергской операции.

За "Огненный рейд" звания Героя Советского Союза были удостоены командир I танковой бригады В.В. Бутков и комбриг А.И. Соммер. Б.П .Пирожков награжден орденом Славы III степени и получил лично шесть Благодарностей Верховного Главнокомандующего И. Сталина, включая Благодарность за взятие Прейсиш-Эйлау (г. Багратионовск) 10 февраля 1945 года.

Вот, что говорится в наградном листе по представлению Б.П. Пирожкова орденом Славы III степени: "Командир орудия, ст. сержант Пирожков Б.П. в боях с 17 по 30 января 1945 года и при прорыве обороны противника в районе зап. Шталупенен (прим: г. Нестеров) показал смелость и преданность своему делу. Тов. Пирожков в районе прорыва обороны противника лично огнем из своей пушки расстрелял 12 повозок и 2 автомашины противника, увозящих военное имущество к себе в тыл, поджег дом, на чердаке которого находился наблюдательный пункт противника, уничтожил при этом группу солдат до 10 человек. Тов. Пирожков за проявленные мужество и отвагу в бою достоин правительственной награды — ордена Славы III степени".

Вот так еще одну героическую страничку в историю 1-го танкового корпуса вписал Борис Петрович Пирожков. Всего к концу войны на личном счету танкиста Пирожкова было три подбитых самоходки, десятки угробленных орудий и пулеметных точек. Как особого поощрения перед демобилизацией наиболее заслуженные воины удостаивались фотографии у развернутого боевого знамени корпуса. Война для Бориса Петровича окончилась в Гумбиннен (Гусев) Здесь он участвовал в победном Параде в честь взятия Берлина.

- Мы построились и с флагами пошли по городу. В городе было много военнопленных. Когда мы проходили мимо, они поднимались. И только мадьяры (венгры) продолжали сидеть, - рассказывает ветеран.

БОЕВЫЕ НАГРАДЫ Бориса Петровича Пирожкова

1.)  07.07.1944 - медаль "За отвагу", приказ подразделения №: 8/н;

2.)  17.09.1944 - орден "Красная Звезда", приказ подразделения №: 16/н;

3)  10.01.1945  - орден "Красная Звезда", приказ подразделения №: 1/н;

4) 14.02.1945 - орден "СЛАВЫ III ст.",   приказ подразделения №: №: 9/н.

Архив: ЦАМО, Фонд: 33

Прошло много лет, и сейчас уже мало осталось в живых ветеранов корпуса — участников Великой Отечественной войны. Большинству из них перевалило за 95 лет. Проживают они в разных концах России, в странах СНГ и в дальнем зарубежье. Но связь между собой они не теряют. Самая крупная организация ветеранов корпуса находится в Калининграде. Ею руководит бывший механик-водитель героического танкового экипажа братьев Чугуновых Борис Петрович Пирожков.

3 декабря 2019 г. Калининград

Архивные документы и фронтовые фото предоставлены ветераном

Фотопортрет и текст для проекта "НАСЛЕДИЕ И МЫ" © Тырышкин С.В., член творческого объединения РСВ "Отчизна"

Поделиться в соцсетях